Эту девочку из провинции в 8 лет объявили Поэтом, в 10 наградили Золотым львом в Венеции, а в 27 после нескольких попыток самоубийства она выпала из окна московской пятиэтажки.
Так всё-таки: была ли она юным гением и почему всё закончилось так трагически? Кто виноват в том, что случилось?
Привет, библиофилы!
Грустную эту тему навеяли мне разговоры о судьбах юных дарований в сфере литературы. Как правило, большинство заканчивают плохо: после первой гениальной или просто очень талантливой книги пишут либо ничего, либо всё хуже и хуже и всю жизнь пытаются подогревать к себе угасающий интерес.
Но такой исход, как по мне, не так уж плох. Гораздо хуже, когда жизнь совсем ещё молодого творца обрывается искусственно. Именно такова история Ники.
Ника Торбина (по отцу, Турбина псевдоним) родилась в 1974, в Ялте. Мы с ней почти ровесницы и земляки. Поэтому я очень хорошо помню, как мы школьниками гордились успехами этой девочки. Нам она виделась какой-то волшебницей и инопланетянкой – в такой манере ни один из нас не решился бы читать стихи на публике. Засмеют же! А она читала. Не боялась. Да и стихи у неё были необычные:
Только подумайте: это писал ребёнок в 8-10 лет! Нет, сейчас-то мне это не так удивительно. У меня есть опыт общения с юными дарованиями. Оказывается, дети, которые растут в среде поэтов и слышат всё время стихи, сами начинают их сочинять. У меня буквально каждый из детей между 5-10 годами сочинил хотя бы один стишок. Средняя дочка даже несколько лет сочиняла, причём довольно неплохо. Но это, увы, не говорит о том, что мои дети тоже вундеркинды. Нет, просто дети склонны к подражательству, они имеют именно этот дар – повторять за взрослыми.
И я со своими "поэтами" была довольно осторожна и критична: не слишком их захваливала, но по мере сил помогала, если они хотели. Старшая дочка со своей поэмой в 11 лет выиграла конкурс и была награждена поездкой в Болгарию. Со средней мы даже завели страницу на Стихи.ру и она там немножко общалась с поэтами. Но ни одна не пишет стихи сейчас.
С Никой случилось примерно то же самое: она выросла и в какой-то момент просто перестала писать. Стихи ушли. И ушли они, как мне кажется, не потому, что дар её не был настоящим, что бы там ни говорили исследователи, доказывающие, что писала ей стихи мама. Нет, я думаю, что психика ребёнка не выдержала нагрузки.
Ведь ещё в 1987 году, в легендарной поездке в Америку, где Ника даже встречалась с Бродским (так рассказывает бабушка), девочке советовали обратиться к психологу. Ну какой такой психолог? Нет, у нас в СССР не было ни кекса, ни психологии, ни прочей заокеанской ереси.
Первый сборник стихов Ники вышел в 1983, он назывался "Черновик" – так решил назвать его Евтушенко, который "открыл" девочку и опекал её очень усердно. Он считал, что ребёнок – это "черновик человека". По-моему, очень спорно.
Но его протекция позволила Нике участвовать в конкурсе в Венеции. Золотого льва у нас получили только Ахматова и Турбина. Чувствуете размах?
Второй и последний сборник стихов вышел в 1990. К тому времени Евгений Евтушенко уже перестал ей покровительствовать и больше не общался с её семьёй — он считал, что мама и бабушка Турбиной пытаются вытянуть из него деньги. Ника в интервью назвала это предательством с его стороны, но позже отказалась от этих слов. Сборник назывался "Ступеньки вверх, ступеньки вниз"...
Именно с этого года и началось Никино нисхождение. Странная и запутанная история с замужеством (или сожительством, там не всё понятно). Некий психиатр 76ти лет увёз её в клинику в Лозанне, чтобы лечить пациентов её стихами. Но не сложилось, через год Ника вернулась домой.
В 94 она поступит в Институт культуры и в лице дочери Галича – Алёны – встретит настоящего преподавателя и подругу. У Алёны Галич хранится записка: «Я, Ника Турбина, даю слово своей преподавательнице Алёне Галич, что больше пить не буду». К тому времени Ника уже была "зашита". Но ничего не помогло, Ника опять сорвалась, была исключена, а потом восстановлена в Институте, но только заочно.
В 97 Ника во время ссоры с другом выпала из окна, но осталась жива. Мать увезла её в Ялту и после буйного припадка Ника оказалась в психбольнице. В 2000 году пыталась запустить телевизионный проект о неудавшихся самоубийцах. А в 2002 упала с подоконника пятого этажа.
Показания свидетелей сходится на том, что гибель Турбиной была не самоубийством, а несчастным случаем. Алёна Галич добилась, чтобы прах её 27-летней ученицы после кремации был захоронен на Ваганьковском кладбище, вопреки желанию матери увезти тело в Ялту.
Вы как хотите, друзья, но мне во всей этой истории безумно жалко по-настоящему талантливую девочку. Мне действительно кажется, что дар у неё был, и мог бы развиться в настоящую поэзию со временем, если бы его не пытались эксплуатировать и стимулировать.
И у меня очень много вопросов ко взрослым людям, которые её окружали. К Евтушенко, прежде всего. Читал ли он "Маленького принца"? Слышал ли фразу о том, что мы в ответе за тех, кого приручили? Да и зачем было вообще поднимать эту шумиху? Почему не дать этому хрупкому дару созреть как следует? И как так получилось, что лишь Алёна Галич отнеслась к девочке по-человечески?
А вы помните эту поэтессу? Читали её стихи? Если интересно:
Другие подобные статьи по тегу #разговорыbibliojulia #вспомним_забытое_с_bibliojulia
#поэзия #ссср #советские поэты #книжный блог #забытые имена #ника турбина