Найти в Дзене
Мысль и Вселенная

Человеческие качества, которые меняют мир

Оглавление

Глобальные кризисы стали следствием развития нашей цивилизации. Если кризисы становятся печальным итогом, то развитие было каким-то не правильным. Не подлинным? Как понять, каким оно должно быть для длительного процветания? На чем нужно сосредоточиться? На реальных проблемах экологии, экономики, технологиях или на смыслах и идеях – философии, ценностях людей, их мыслительных стратегиях?

Аурелио Печчеи известен как создатель Римского клуба и ряда международных институтов, которые начали исследовать вопросы планетарного значения. Он один из первых сумел привлечь внимание общественности к этим вопросам.

Аурелио Печчеи, источник https://job.rggu.ru
Аурелио Печчеи, источник https://job.rggu.ru

В 1977 году А. Печчеи написал книгу «Человеческие качества». Ее название, казалось бы, дает ответы, на поставленные нами в первом абзаце вопросы. Очевидно, что мышление людей, их качества, их намерения первостепенны, и именно они направляют рациональные усилия людей по преображению реальности. И, да, в книге много прекрасных цитат об этом:

... наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества — и не только отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.

А. Печчеи был успешным предпринимателем, общественным деятелем, менеджером, но не философом. Он прекрасно умел работать с реальностью, знал, как это делать, умел мыслить системно. И он инициировал такую системную работу по целому ряду направлений.

  • Стали создаваться компьютерные модели динамики развития человечества. Кибернетика, цифровое моделирование, большие данные оказались лучшими инструментами для этого.
  • Системный подход стал основой методологии, позволяющей учитывать множество различных аспектов жизни.
  • Для нормализации экономики появились проекты экономического развития с «нулевым ростом» для стабилизация численности населения и уровня производства.
  • Привлекли внимание проблемы стран «третьего мира» и борьба с бедностью.
  • Ключевой темой стала тема экологии и изменения климата.

В ходе этой работы была сформирована концепция устойчивого развития «sustainable development», ее задача - обеспечить равновесное состояния окружающей среды и человеческого сообщества в течение длительного периода времени. Областями ее реализации стали экономика, экология и социум.

Устойчивое развитие, схема, источник https://com-real.ru
Устойчивое развитие, схема, источник https://com-real.ru

В качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» были сформулированы Цели устойчивого развития (ЦУР), сегодня их 17.

Цели в области устойчивого развития, источник https://драйвер-роста.рф
Цели в области устойчивого развития, источник https://драйвер-роста.рф

На что же направлены эти цели?

Пять из них касаются экономического развития:

  • №1 сокращение малообеспеченности
  • №2 продовольственная безопасность и питание
  • №7 устойчивая и надежная энергия
  • №8 достойная работа и экономический рост
  • №9 индустриализация, инновации и инфраструктура
  • №10 уменьшение неравенства

Еще четыре направлены на экологию:

  • №6 чистая вода и санитария
  • №13 борьба с изменениями климата
  • №14 сохранение морских экосистем
  • №15 сохранение экосистем суши

Последняя 17-ая цель

– на поддержание самой концепции устойчивого развития.

Остальные цели носят социальный характер,

т.е. касаются непосредственно жизни людей, её качества.

  • №3 здоровье и благополучие
  • №4 качественное образование
  • №5 гендерное равенство
  • №6 (частично) чистая вода и санитария
  • №11 устойчивые города и населенные пункты
  • №16 мир, правосудие и эффективные институты

Казалось бы, именно последние цели ближе всего к человеку. Они про самые насущные проблемы социума. Но они о качестве жизни, но вовсе не о «человеческих качествах», о которых писал А. Печчеи! Это отдельные аспекты жизни людей, в которых, конечно, эти человеческие качества проявляются, но сами они остаются в тени. То есть целью преобразований становится следствие, а не причина, их породившая.

Причины и следствия

Попробуем рассмотреть одну из социальных целей и добраться до причин социальных проблем. Причины будем искать в мышлении людей. То есть пойдем от социального явления к его причине. Пусть это будет цель № 16 "Мир, правосудие и эффективные институты".

ЦУР №16 «Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях».
-4

Эта цель конкретизируется через ее подцели и индикаторы, их 12. Часть из них напрямую говорит о необходимости изменения человеческих качеств:

снизить уровень насилия, убийств (16.1), жестокости, эксплуатации детей (16.2), уменьшить объем нелегального бизнеса (16.4), снизить коррупцию и взяточничество (16.5)

Другая часть направлена на изменение социального устройства:

обеспечить равный доступ к правосудию (16.3), создать надежные институты (16.6), обеспечить справедливое принятие решений (16,7), поддержать развивающиеся страны (16.8), всех зарегистрировать (16.9), защищать свободы (16.10), укреплять национальные институты (16.а), продвигать справедливые законы (16.b)

Если присмотреться к этим социальным преобразованиям, то становится понятным, что лучшие институты могут возникнуть не только благодаря появлению каких-то оптимальных их форм и структур, но и благодаря тому, что люди, создающие и работающие в них, тоже станут другими: надежными, справедливыми, законопослушными.

В результате чего люди могут измениться, от чего преобразуются их человеческие качества?

Первый шаг – это уйти от разрозненности и целостно взглянуть на проблему. Вот прилагательные, которые в ЦУР №16 описывают то, что нужно менять: «безжалостный», «жестокий», «коррумпированный», «обманывающий». Это не просто отдельные качества, влекущие за собой социальные проблемы. Их объединяет стилистика разрушения. Мотивы ее возникновения могут быть разными, но вовсе на обязательно при этом происходит нарушение правовых норм. Могут нарушаться законы этичного отношения к людям и миру в целом. Разрушение может быть совершаться в пользу личной выгоды или желания. Если попытаться изобразить это в пространственных координатах – это вектор «вниз», тенденция к разрушению общего или "чужого" ради себя самого, ради своего личного блага за счет блага других людей.

Прилагательные которые описывают то, к чему нужно стремиться в ЦУР №16: «надёжный», «сострадательный», «устойчивый». Если обобщить, то это подлинно созидательный, стремящийся «вверх», к свету, к подлинному благу.

Таким образом обозначилось две предельные тенденции в сознании, мышлении людей – подлинно созидательная и разрушительная. А они могут проявлять себя во всем многообразии мира: от захватнических войн и до единственной мысли, которая может быть выражена в одной фразе.

Второй шаг - научиться видеть проявления этих тенденции в различных аспектах жизни. Бороться с коррупцией в мировом масштабе очень сложно, а вот избавиться от лживой интонации в своем голосе вполне реально. Или заменить эвфемизм на прямое высказывание. Это важно, потому, что это уже может стать тенденцией к подлинному созиданию.

Максим Ильяхов и Людмила Сарычева в книге «Пиши, сокращай» говорят не просто о том, как писать понятные тексты. Они говорят про то, как писать правдивые тексты, которые делают мир лучше – честнее, понятнее, заботливее. И это очень правильно. Стилистика мышления «вверх» она как раз такая. Она может проявляться в малом и в большом.

Людмила Сарычева и Максим Ильяхов, источник https://moneyscanner.net
Людмила Сарычева и Максим Ильяхов, источник https://moneyscanner.net

Важно умение различать в себе, в своем мышлении, речи, поступках эти две противоположные стилистики – подлинное созидание и разрушение. Осознанность одного человека может дополниться осознанностью другого, других людей. А это и есть изменение человеческих качеств. Это то, о чем говорил А. Печчеи, когда начинал задумываться о судьбах мира. Но эта осознанность может идти только от самого человека, от его собственного желания что-то изменить. Она не может возникнуть в результате социального или экономического давления, она не может быть облечена в одежды насилия и принуждения. Ее проводники – образование и просвещение, но не любые, а именно те, которые могут научить стилистике подлинного созидания тех людей, кто хочет ей научиться.

© Ольга Морозова, 2021 г. Все материалы данного канала являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование текстов и авторских изображений без указания источника.

Источники

  1. Печчеи А. Человеческие качества / Перевод с английского О. В. Захаровой с издания The Human Quality «Pergamon Press» Oxford. 1977. М.: «Прогресс». 1980. 302 с.
  2. Багоцкий С. В. 50 лет Римскому клубу // Химия и жизнь, 2018, №6. URL: https://hij.ru/read/14444/ (дата обращения: 11.11.2021).
  3. Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай : как создавать сильный текст. Москва. Альпина Паблишер, 2016. 439 с.