У нас могут быть самые позитивные намерения по отношению к собеседнику, прекрасные цели в общении и даже очень «правильные» представления о том, как он должен поступить. Но результатом будет только реальная реакция человека на наши действия. Как же получать тот результат коммуникации, который нам нужен?
Эта статья является частью книги SELFBook , главы «Единение». Более подробная информация в конце статьи.
Недавно мы с детьми были в гостях у моей подруги. Наши сыновья тоже дружат с раннего детства. После обеда взрослые пили чай и беседовали на кухне, а ребята шумно играли в детской.
Через час в дверь позвонила соседка снизу.
Подруга напряглась:
— Это баба Шура пришла ругаться.
Она пошла к сыну в комнату и попросила его самого объясняться с соседкой.
Я не придавала этой истории значения, пока не увидела, что мальчики, которые все вместе вышли на разговор с бабулей, мокрые от пота. Они извинились и обещали не шуметь, но она продолжала и продолжала рассказывать про то, как пьет таблетки...
Тогда я вышла из кухни, поздоровалась, извинилась перед старушкой и отправила детей обратно в комнату (они стояли на сквозняке при открытой входной двери), а ей сказала:
— Мы скоро уедем, и станет тихо. Мы редко бываем, и ребята шумят от радости. Простите нас. Скоро мы уедем.
И бабуля на глазах смягчилась. И сама стала извиняться:
— Да, мы ж тоже не святые...
Мы вежливо простились. Вопрос был закрыт.
Марина в недоумении:
— Как ты это сделала? Обычно это на полчаса препираний.
— Я говорила с нею на языке ее ценностей. Она старый человек, живет одна, и естественно, ценит, когда приходят гости. А гости — это исключения из правил, когда можно и выпить, и съесть неположенного, и пошуметь. И она внутренне с этим согласна, а когда согласна, о чем спорить?
Всем людям на нашей планете свойственны одни и те же ценности, хотя и в неодинаковой степени. Понимая, какая ценность актуальна для собеседника, и присоединившись к ней, можно получить от коммуникации желаемый эффект.
Ценности — словно коды систем радиолокационного опознавания «свой-чужой». Бывает, пообщаешься с новым знакомым пару минут, а кажется, что знаешь его тысячу лет, и наоборот — несколько слов и действий обнажают ценности человека и заставляют отдалиться.
История Дмитрия Фадеева:
«Сентябрь. Вечер. Тусклый свет фонарей. Прохладно. Выхожу в компании друга с тренировки и указываю ему на парня, который так же, как и мы, постоянно зависает в зале. Тот шагает довольно веселой, легкой походкой, за спиной рюкзак, в одной руке полу съеденный банан, в другой пакет с двумя пачками райской пищи богов — великого и несравненного, творящего с телом чудеса творога.
Я говорю своему попутчику, указывая в сторону парящего над землей молодого человека:
— Интересно, о чем этот парень думает, зачем ходит в зал, чего боится и о чем мечтает?
Друг молчит.
Проходим еще 10 шагов, и впереди откуда ни возьмись нарисовываются пацанчики. Те самые, нам всем знакомые. Целых три полномасштабных экземпляра. И плавно, на всех парусах, проплывают по дороге жизни прямо перед нашими замутненными взорами.
Я говорю:
— А эти ребята, куда они идут, что у них за поворотом? Ждет ли с нетерпением их кто-нибудь дома?
Иду, гляжу им вслед и улыбаюсь. Люблю, хоть и совсем не знаю.
И тут мой друг созрел и звонко отвечает:
— Знаешь, а мне вообще вот как-то пофиг...
Меня как стужей окатило. Так я и потерял друга».
Американский психолог Милтон Рокич, посвятивший жизнь изучению личных и общественных ценностей, дал такое определение: «Ценность — это устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими». Он разделил все ценности на терминальные, касающиеся целей индивидуального существования, и инструментальные, связанные с образом действий и достижения целей. Я приведу его списки, хотя те или иные ценности мы можем называть по-своему.
Терминальные ценности:
• активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
• здоровье (физическое и психическое);
• интересная работа;
• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
• любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
• наличие хороших и верных друзей;
• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
• продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
• развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
• развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
• счастливая семейная жизнь;
• счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
• творчество (возможность творческой деятельности);
• уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Инструментальные ценности:
• аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
• воспитанность (хорошие манеры);
• высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
• жизнерадостность (чувство юмора);
• исполнительность (дисциплинированность);
• независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
• непримиримость к недостаткам в себе и других;
• образованность (широта знаний, высокая общая культура);
• ответственность (чувство долга, умение держать слово);
• рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
• смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
• твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
• терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
• честность (правдивость, искренность);
• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
• чуткость (заботливость).
Дружить и близко сходиться мы можем только с людьми, у которых в приоритете те же ценности, что и у нас. Поэтому психологи и рекомендуют довольно медленно вступать в отношения с противоположным полом — гулять в парке, пить кофе, разговаривать, постепенно узнавая человека через его истории. И особенно не спешить с рождением детей. Несовпадение родительских ценностей приведет к неизбежным ссорам, что негативно отразится на развитии малышей.
Что делать, если вам необходимо договориться с человеком? Посмотрите на него, послушайте и поймите его приоритетные ценности. А потом говорите с ним о нем в контексте его ценностей.
Во время нашей совместной работы Инна Акман рассказала, что на работе смогла подружиться с женщиной, которая невзлюбила ее как чужестранку. Инну расстраивало созданное коллегой напряжение, и однажды во время перерыва она подошла и спросила ее, как та воспитывает дочь-тинейджера, обосновала вопрос собственными трудностями и беспокойством насчет своей дочери, и коллега, всегда очень критично настроенная, вдруг открылась, рассказала о том, как ей непросто ладить с подростком и как они все же договариваются.
Знание приоритетных ценностей человека дают нам в руки ключи к эффективной коммуникации, которая может со временем перерасти в дружбу, любовь, совместный бизнес или иные формы партнерства.
Эта статья является частью книги SELFbook, главы «Единение». Более подробная информация в конце статьи. SELFbook — это первая в мире книга, которую пишут читатели. Чтобы узнать подробнее и подключиться к проекту, присоединяйтесь к нашему сообществу.
На основе книги создана программа устойчивого развития Человека 3.0 — SELF Accelerator. Вы можете подключиться к ней по ссылке.
Автор статьи:
Лариса Столетова