Всем добра, с Вами Автопознайка.
Наверняка, многие из Вас слышали такое понятие, как дифференциал в автомобиле. Однако совсем немногие догадываются о том, что из себя представляет данный механизм и на сколько он полезен.
Рассмотрим, для начала, заднюю ось заднеприводного автомобиля. Дифференциал присутствует и на переднеприводных авто, но пример с заднеприводными авто будет нагляднее. Выглядит задняя ось примерно так:
В ее середине, в этом шарообразном корпусе и находится рассматриваемый нами дифференциал. Если его разобрать, то нам откроется его строение:
Для чего же он нужен и неужели передавать крутящий момент на заднюю ось необходимо столь сложным образом, используя разнообразные металлические шестерни? Да, именно так. Рассмотрим следующую картинку:
При повороте (в данном случае направо) наши колеса, до этого вращаясь синхронно, начинают движение по разным радиусам поворотной траектории. Очевидно, что правое колесо движется по меньшему радиусу, чем левое. Из курса физики понятно, что их скорости вращения будут отличаться - левому колесу, что бы повернуть одновременно с правым на тот же угол, нужно совершить больше оборотов. Соответственно, если их просто жестко закрепить - правое колесо, получая от левого избыточные обороты, начнет "буксовать", что приведет к тряске в салоне и повышенному износу резины. Как этого избежать?
Именно для этого и существует дифференциал. Посредством продуманного соединения между собой шестерней, дифференциал распределяет крутящий момент между колесами, двигающимися по разным траекториям.
Дифференциал как раз и позволяет избегать негативного воздействия на шины в следствии "пробуксовки". Однако, тут же кроется и подводный камень принципа работы дифференциала. Дифференциал как бы чувствует, какое колесо испытывает малое воздействие силы трения с поверхностью, а какое колесо - большое. Он перенаправляет крутящий момент именно на то колесо, которое "трется" меньше (движется по большему радиусу). И вот, представим, Вы попали левым колесом в зыбкую грязь, либо на лед, а правое находится на твердой поверхности. Дифференциал полагая, что Вы поворачиваете, направляет весь крутящий момент на левое колесо, а правому от крутящего момента вообще ничего не остается...
И Вы, находясь на ровной поверхности, не можете сдвинуться с места, поскольку правое колесо просто не вращается, не получая от дифференциала крутящего момента. Для этого во внедорожниках создана блокировка дифференциала.
В случае, если авто движется по грязи или другой труднопроходимой поверхности - включают блокировку. Это не позволяет дифференциалу распределять крутящий момент - колеса, независимо от типа поверхности и радиуса поворота, вращаются одинаково, обеспечивая внедорожнику повышенную проходимость. После преодоления препятствия блокировку отключают, избегая пробуксовок на обычной дороге.
Надеюсь, статья Вам понравилась. Ставьте лайки, подписывайтесь и делитесь материалом с друзьями - дальше будет только интереснее! Удачи на дорогах!