Найти тему

Петербург Достоевского

В городе на Неве Федор Достоевский прожил 28 лет и сменил более 20 адресов. Своей квартиры у него никогда не было. Петербург Достоевского – это сочетание реальных локаций столицы Российской империи и созданного им образа Санкт-Петербурга. Мы отправляемся по местам, связанным с жизнью писателя, и окажемся в мире героев романа «Преступление и наказание».

Портрет Федора Михайловича Достоевского. Константин Шапиро,1879 год, Санкт-Петербург, МАММ / МДФ.
Портрет Федора Михайловича Достоевского. Константин Шапиро,1879 год, Санкт-Петербург, МАММ / МДФ.

Достоевский обучался в Главном инженерном училище в здании Михайловского замка. «Федор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участия в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединенного места» – вспоминал его сокурсник Дмитрий Григорович.

Инженерный замок с Марсова поля. Альберт Фелиш, 1870-е, МАММ / МДФ.
Инженерный замок с Марсова поля. Альберт Фелиш, 1870-е, МАММ / МДФ.

«...он настолько был непохожим на других его товарищей во всех поступках, наклонностях и привычках...что сначала все это казалось странным, ненатуральных и загадочным, что возбуждало любопытство и недоумение... » (Александр Савельев, ротный офицер при училище).

Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Альфред Лоренс, 1860-1879 годы, МАММ / МДФ.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Альфред Лоренс, 1860-1879 годы, МАММ / МДФ.

По окончании училища Достоевский был назначен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду в 1843 году. Но на следующий год подал в отставку, решив посвятить все свое время писательству.

Цепной Пантелеймоновский мост. Карл Булла, 1900-1913 годы, МАММ / МДФ.
Цепной Пантелеймоновский мост. Карл Булла, 1900-1913 годы, МАММ / МДФ.

За распространение письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю в 1849 году Достоевского приговорили к расстрелу. Восемь месяцев он провел в Петропавловской крепости. О помиловании объявили, когда все было готово к исполнению казни. Писателя отправили на каторгу в Омск.

Петропавловская крепость.  Фотоателье Карла Буллы, 1904-1906 годы, МАММ / МДФ.
Петропавловская крепость. Фотоателье Карла Буллы, 1904-1906 годы, МАММ / МДФ.

Троице-Измайловский собор. Здесь в 1867 году Достоевский венчался со второй женой Анной Григорьевной Сниткиной. Анна Григорьевна была стенографисткой писателя, при ее участии были написаны романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Троице-Измайловский собор.  Альфред Лоренс, 1860-1879 годы, МАММ / МДФ.
Троице-Измайловский собор. Альфред Лоренс, 1860-1879 годы, МАММ / МДФ.

Слева – здание «Знаменской» гостиницы напротив Николаевского (ныне – Московского) вокзала. «Остановился в "Знаменской" гостинице. Сначала дали № отвратительный, в котором я в первый же час простудился, – окнами на север, тесно, мрачно. Перешел в другой №..., и теперь хорошо».

Автоброневой отряд на Невском проспекте у Знаменской площади. Неизвестный автор, май 1918 года, МАММ / МДФ.
Автоброневой отряд на Невском проспекте у Знаменской площади. Неизвестный автор, май 1918 года, МАММ / МДФ.

«Прочитав манифест (прим.ред.– о начале русско–турецкой войны), Федор Михайлович велел извозчику везти нас к Казанскому собору. В соборе было немало народу и служили непрерывные молебны перед иконой Казанской Божией Матери. Федор Михайлович тотчас скрылся в толпе. Зная, что в иные торжественные минуты он любит молиться в тиши, без свидетелей, я не пошла за ним и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал» – писала Анна Григорьевна.

Казанский собор в Санкт-Петербурге.  Неизвестный автор, 1880-е годы, МАММ / МДФ.
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Неизвестный автор, 1880-е годы, МАММ / МДФ.

Петербург в романе «Преступление и наказание»:

– «Я, видите ли, уже десять лет не посещал Петербурга. Все эти наши новости, реформы, идеи – все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге» (Петр Петрович Лужин).

– «Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!...» (Свидригайлов).

– «...я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!» (Свидригайлов).

– «...он куда-то по делу спешил: пусть пройдется, воздухом хоть подышит… ужас у него душно… а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..» (Пульхерия Александровна).

– «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

– Раскольников, «проходя мимо Юсупова сада… даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях».

– «Сонина комната походила как будто на сарай... В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул... Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

– «...Раскольников уже выходил на улицу. На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски за то, что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то, что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он отскочил к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами».

«...прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных».

«И чего-чего в ефтом Питере нет! – с увлечением крикнул младший, – окромя отца-матери, все есть!»

Ломовой извозчик на стрелке Васильевского острова. Карл Булла, 1895-1913 годы, МАММ / МДФ.
Ломовой извозчик на стрелке Васильевского острова. Карл Булла, 1895-1913 годы, МАММ / МДФ.

«История России в фотографиях» — совместный проект Мультимедиа Арт Музей, Москва и Издательства Яндекс. Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: TikTok, Telegram, facebook, Вконтакте, Одноклассники, YouTube, Instagram.