Критика, особенно, неконструктивная, как удар палкой по самооценке человека. Бьёт иногда так сильно, что отбивает всякое желание заниматься любимым делом. Однако мастерицы, как мотыльки, летят на фонарь обсуждения своих работ снова и снова.
Зачем? В самом деле, что ценного для человека во мнении других людей? Тщеславие? Неуверенность? Желание бесконечного самосовершенствования? Мазохизм? Жажда признания?
Ответ не очевиден. Он у каждого человека свой.
Создав очередное изделие, мы хотим предъявить его миру, заявив о себе.
Однако так или иначе, что бы ни говорили сторонники или противники обсуждения творческого процесса, мастерицы подсознательно стремятся к тому, чтобы их работы обсуждали.
Как бы мы ни относились к содержанию обсуждения, сам факт его наличия означает определенное признание. А это — именно то, к чему человек стремится в реализации своего «я». И вот на этом пути нас встречает госпожа Критика.
В этой статье я писала, что очень часто страх критики сковывает нас и не даёт творить. Именно поэтому критику не любят, её боятся и не хотят слышать в адрес своих работ. И как быть? Творить и не показывать?
Выход есть!
Нужно опередить Критика и попросить обратную связь!
Обратная связь намного лучше, чем критика. Потому что не так болезненна. С помощью обратной связи человек понимает, как ему двигаться дальше и в каком направлении. Исчезает страх критики, страх перед чужим мнением и осуждением.
И в чём отличие неконструктивной критики от обратной связи? Обратная связь не отбивает желание творить!
А теперь несколько полезных советов, как получать от людей полезную обратную связь, которая позволит улучшить свои работы и двигаться в нужном направлении.
1. Спрашивайте мнение людей, работами которых восхищаетесь и которые знают о предмете обсуждения больше, чем вы или столько же (эксперты, мастера, профессионалы)
Об этом я писала уже не раз. Только мнение эксперта имеет значение.
2. Игнорируйте критику людей, которых не знаете и которые разбираются в теме меньше вашего, а то и вовсе ничего не понимают в ручной работе
Это очень важно - уметь абстрагироваться от мнения дилетанта.
3. Старайтесь делать так, чтобы человек, чье мнение спрашиваете, чувствовал уважение с вашей стороны
Прислушивайтесь к мнению того, кого спрашиваете, благодарите и делайте выводы.
Помню, когда я приехала на свою первую выставку «Искусство куклы», для меня очень важно было мнение профессионала. Я нашла такого человека и подвела к своему стенду. И тут я поняла, что не знаю - чего именно хочу знать о своих работах. Куда двигаться? В каком направлении? Получилось/не получилось?
Что-то спросила, рассказала о себе, о своих работах. Человек постоял вежливо возле моих теддиков, потискал и сказал: «Удивительно, что набивка синтепухом выглядит не хуже набивки опилками». И ушёл. И что? Что мне это дало? Чего я добилась? Ни критики, ни обратной связи...
Поэтому чтобы получить четкие ответы относительно своей работы, нужно задавать конкретные вопросы:
Можете сказать, что именно вам не понравилось?
Что вам больше всего понравилось?
Почему вам это понравилось?
Если человек затрудняется ответить на вопрос «почему», не докапывайтесь до подробностей. Это будет лишним.
По словам Фила Дэниелса, профессора психологии Университета Бригама Янга, существуют три основных вопроса, которые следует задать людям, если хотите получить полезную обратную связь.
Тонкость метода – не спрашивать напрямую, а пытаться узнать косвенно, что именно получилось/не получилось в вашей работе (изделии):
Что мне следует ПЕРЕСТАТЬ делать?
Что мне следует ПРОДОЛЖАТЬ делать?
Что мне следует НАЧАТЬ делать?
Полученные ответы помогут вам намного быстрее добиться успеха в вашей работе. Особенно, если на одни и те же моменты укажут вам несколько экспертов.
Нет более короткого пути к собственному прогрессу, чем внимательно прислушаться к негативной обратной связи со стороны и сделать выводы.
Поэтому, видимо, без критики не стать успешным мастером. Главное, уметь принимать её безопасным для себя способом.
Спасибо всем дочитавшим!