Найти в Дзене
Литературный Диалог

«Коллапс» Мэри Элиз Саротт. Взлет и падение Берлинской стены

Оглавление

Мирная революция руками целого народа и каждого отдельного гражданина

Объем: 272 страницы

Трудно вообразить более наглядное олицетворение мирового политического раскола и одновременно более материалистичный способ насильственного отчуждения близких людей, чем Берлинская стена. И также сложно представить себе более яркое воплощение бескровной победы над тоталитарным строем и ограничением простых человеческих свобод, чем ее стремительное падение.

Книга «Коллапс» призвана с разных позиций показать нам события, приведшие к воссоединению разделенной Германии, а также утвердить, что мирная революция не была предопределена и тем более спланирована, и что свержение плотоядной власти, пренебрегающей интересами своего народа, может произойти в любой момент в любой точке мира здесь и сейчас, если граждане окажутся к этому ментально готовы. Вдохновляюще, правда?

Помимо вкусного оптимизма, внушаемого последними главами, Саротт постаралась собрать под обложкой «Коллапса» свидетельства очевидцев, находящихся по обе стороны стены и на разных стадиях ее одобрения или порицания. Получился интересный свод мнений, позволяющий реконструировать и обстановку, в которой жили немцы в районе 1989 года, и, конечно, оценить обстоятельства, позволившие жителям ГДР, наконец, «вернуться домой».

«Целься мимо, не становись убийцей», - надпись с плаката западных правозащитников

Я не ценитель истории, как науки о бесчисленном потоке трагических и разных событий, но социальная история — способы принятия решений, общественные движения и их мотивации, мнения и устремления людей, - мне интересны. «Коллапс» на протяжении всего повествования сводит ручейки народного недовольства в одно русло, которое одномоментно единым потоком прорывает шлагбаум, отделявший по сути немцев от немцев, угнетение от свободы. В книге есть ссылка на документальные кадры «падения стены» — я рекомендую их посмотреть, они выложены в свободном доступе, эта живая история, по еще одному невозможному стечению обстоятельств оказавшаяся на пленке.

«Прожекторы, установленные вдоль стены, делали Западный Берлин единственным городом Земли, граница которого была полностью различима из космоса».

Стена была возведена в 1961 году и на 28 лет разделила людей не только физически, но и морально. Об этом можно рассуждать с ретроспективной грустью, сожалея о столь антигуманистических решениях, если бы и сейчас правительства не возводили, как реальных стен между людьми, как намеревался сделать Трамп на границе с Мексикой, так и стен политических и экономических — невидимых, но от этого не менее бесчеловечных и непреодолимых.

«Только благополучно оказавшись на заднее сиденье машины, Шефке поверил, что они действительно на Западе - их вёз Mercedes».

Мое свидетельство, как не любителя истории, может отпугнуть потенциально заинтересованных Читателей, поэтому не могу не упомянуть, что «Коллапс» рекомендует Тамара Натановна Эйдельман. Лично для меня ее мнение о качестве и достоверности исторической литературы имеет серьезный вес, поэтому написанному и описанному в рамках этой книги точно можно верить.

Кто стережет режим?

Схема удержания власти при недовольстве общественности универсальна на все времена и различается только техническими возможностями: контроля и сопротивления этому контролю. За время существования стены при попытке ее пересечь погибло 140 человек, не считая политических заключенных. Воображаемая граница, очерченная людьми, охранялась со звериной преданностью.

«...по некоторым оценкам на каждых 180 граждан приходилось по одному штатному офицеру тайной полиции. Для сравнения в СССР этот показатель равнялся примерно один на 600, в Чехословакии 1 на 900, в Польше один на 1500».

Тем большей симпатией проникаешься к одному из важных участников событий, который фактически собственноручно открыл дверь в ФРГ. Харальд Егер — бывший сотрудник Штази, в 1989 году трудился на пограничном пропускном пункте и, во многом, благодаря его решениям, принятым, возможно, импульсивно, в тот вечер, стена не просто пала, но и никакого не погребла под своими обломками.

«По мнению Биртлер сторонние наблюдатели склонны считать, что свободу нам принесло падение стены. Биртлер видит в такой трактовке фундаментальная ошибку, и она права. В действительности все было как раз наоборот: сначала мы боролись за нашу свободу, а уже потом - в результате борьбы - стена пала»

Лозунг «ЯМы» в действии

И, конечно, Саротт не смогла не упомянуть двух хорошо нам знакомых в текущем тысячелетии людей, находившихся на территории ГДР в момент падения стены, только пошли они в совершенно разные стороны, как в географическом, так и в политическом смысле. Владимир Путин вернулся в Россию, сделав свои выводы о мощи тоталитарной власти, а Ангела Меркель уехала в ФРГ, увозя свои впечатления от несвободы, под гнетом которой она прожила всю свою молодость.

Здесь хотелось бы порассуждать о том, как одно и то же, казалось бы вполне однозначное событие, может по-разному повлиять на мировосприятие разных людей и их дальнейшие убеждения и действия. Ведь если хорошенько присмотреться, легко заметить осколки ГДР в современной России. Не знаю, зачем Путин захватил их с собой — наверное, на сувениры (мы, как Кай, 20 лет тщетно пытаемся выложить из этих осколков слово «демократия»), Меркель же их вымела за границы ныне процветающей Германии.

«Есть ещё мемориал на Бернауэр-Штрассе, однако, там фонд «берлинская стена» занимается сохранением памяти о бесчеловечности стены, а не прославлением - в триумфальный манере - событий приведших к её падению».

Еще один момент, который хотелось бы подчеркнуть, это способность европейцев генерировать разумные выводы на основе собственной истории. Падение стены легко можно было бы превратить в ПОБЕДУ немцев, но, как прекрасно показывает пример России, громогласное празднование великих побед, ведет в сторону пропасти, как и любая оголтелая пропаганда милитаризма: борьбы против воображаемых врагов или искусственное разделение собственного народа, хотя бы на тех, кто сделал прививку, и тех, кто по тем или иным причинам прививаться не планирует. Стена не всегда сделана из арматуры и бетона, чаще она базируется на незнании и на нежелании узнавать.

Резюмируя, я рекомендует «Коллапс» для нескучного и познавательного чтения. Не думаю, что стоит проводить прямую аналогию с нашей текущей ситуацией, ведь у нас есть интернет (пока), а там и Тамара Эйдельман, и другие разумные лекторы, но все же нельзя забывать, что государство — это люди, и именно люди должны определять действия государства, а никак не наоборот.

Приятного чтения!

Давайте
дружить ВКонтакте!

#саротт коллапс #берлинская стена падение #история #саморазвитие

#литература