В адрес нашего канала пришло письмо с очень коротким вопросом: "Подскажите, пожалуйста, как развить речь ребенка?"
На самом деле, в этом вопросе многое не ясно. Сколько ребенку лет? Страдает ли он какими-либо заболеваниями, которые могут оказать влияние на развитие речи?
То, что мы с вами понимаем под развитием речи, очень сильно зависит от возраста малыша. Если ребенку еще нет 2 лет, то его речь только-только появляется. Самый оптимальный способ развития его речи - это регулярное общение с ним родных и близких. То, что с младенцем не следует говорить, потому что он ничего не понимает, - большое заблуждение. Представление о родной речи, ее темпе, тембре, звучании, ритмической структуре, о том, как звучат голоса родных и близких, начинает закладываться буквально с рождения. Подросшего малыша следует включать в разговор, обращаться к нему, называть предметы, которые вы используете в повседневных действиях.
Первые слова ребенка, называемые лепетными, чаще всего появляются в возрасте от 8 месяцев до 1,5 лет. Как правило, это обозначения людей и предметов, которые окружают ребенка; чуть позже появляются названия привычных действий. Сложные и длинные слова малыш обычно сокращает до 1-2 слогов - это совершенно нормально.
Интересный факт: практически во всех языках мира первые слова малыша звучат примерно одинаково - похоже на лепет, который начинает произносить ребенок месяцев в 5-6. Когда младенец начинает лепетать, он просто упражняет свои органы речи и произносит совершенно бессмысленные слоги: да-да-да, ля-ля-ля, ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ма. Но дальше язык буквально подстраивается под малыша: первые слова специально созданы так, чтобы быть легкими и удобными для произнесения. Сравните, например, русские слова "дядя" и "деда" с английским "дэдди" (папа), грузинским "дэда" (мама), французским "дада" (игрушка). У них разный смысл, но общее происхождение - из первых лепетных слогов.
На что следует обратить внимание при развитии речи ребенка раннего возраста?
Уже в возрасте нескольких месяцев малыш реагирует на звук родной речи и знакомый голос. Он поворачивает голову, устремляет взгляд в сторону говорящего, оживляется, даже не видя его. Если подобного не происходит даже после полугода, нужно обязательно озаботиться здоровьем ребенка.
Если в возрасте 1 года ребенок не способен понимать ни одного слова (а развитие речи начинается с понимания, а не произнесения!), не смотрит на говорящего, не показывает рукой на называемый предмет, не выполняет называемые действия, также необходимо обратиться к специалистам. В этом возрасте ребенок может еще не говорить, но пассивный словарный запас (понимание слов и словосочетаний) уже должен быть сформирован.
Обртатите внимание: ребенок может не говорить в возрасте 1 года и это нормально. Часто родители тревожатся по этому поводу, но все дети развиваются в своем темпе. При наличии пассивного словарного запаса и отсутствии серьезных заболеваний, которые физически мешают издавать звуки, ребенок обязательно заговорит.
Говорите с ребенком как можно больше, стараясь выговаривать слова громко и чётко. Известны случаи, когда дети начинали говорить неправильно только потому, что родные, которым они подражали, сами имели проблемы с речью. Многие дети в этом возрасте любят развивающие книжки - без сюжета, но с большими картинками, изображающими знакомые предметы и ситуации. Это хорошее подспорье для развития речи, но не обязательное. Как мы уже сказали выше, главным инструментом становится повседневная, бытовая речь старших, обращенная непосредственно к малышу: "Почистим зубки? Да, Вася будет чистить зубки. Где зубная щетка? Вот зубная щетка! Это Васина щетка, вот мамина щетка, а вот папина щетка! А вот зубная паста. Кто нарисован на пасте? Мишка! Мишка тоже чистит зубы!" Озвучивая и проговаривая каждое бытовое действие, мы развиваем прежде всего понимание ребенка и стимулируем произнесение им слов.