Найти тему
С Богом по жизни

РОЛЬ СТАРЕЙШИН

Все согласны с тем, что в новозаветной церкви были старейшины-пресвитеры (Деян. 11:30; 14:23; 15:6; Фил. 1:1; Тит. 1:5; 1 Пет. 5:15). Однако существуют различные представления об их работе. Давайте проследим по Новому Завету, что входило в обязанности старейшин, и какова была их роль в поместной церкви. Старейшин создает Святой Дух. В Деян. 20:28 сказано: “Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею”. Какую работу Он им дает и как они должны ее выполнять?

ЧТО ДЕЛАЮТ СТАРЕЙШИНЫ?

В наш век мы часто думаем о старейшинах как о людях, которые работают подобно совету директоров большой компании. Это ли планировал Господь?

Какие задачи определены старейшинам в Новом Завете?

Во-первых, старейшины должны быть преданы Богу. Павел говорил старейшинам Эфеса: “Блюдите себя и все стадо” (Деян. 20:28; Славянское Евангельское Общество). Их первейшая задача - беречь себя от греха и пребывать в вере. Это становится особенно важным, когда приходит понимание, что, согласно 1 Пет. 5:3, старейшины руководят, в первую очередь, своим примером.

Обратите внимание на следующие два стиха из Послания к Евреям. В Евр. 13:17 сказано: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны”, в то время как 13:7 гласит: “Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”. Разница между этими двумя стихами заключается, на наш взгляд, в том, что руководители, о которых идет речь в ст. 7, уже умерли, в то время как те, о которых идет речь в ст. 17, еще живы. Если это так, то смысл этого высказывания, хотя бы отчасти, - в том, что старейшина, как руководитель, должен оставить в наследство хороший пример, чтобы другие могли сказать: “Поминайте его, подражайте вере его”.

Во-вторых, на старейшинах лежит обязанность быть руководителем. Все слова, которые используются для обозначения старейшин: “пресвитер”, “епископ”, “пастырь”, - предполагают руководство. В дни Ветхого Завета пастырями называли царей. О Господе и в Ветхом, и в Новом Заветах также говорится, как о пастыре. В ветхозаветные времена в старейшинах видели руководителей, а в эру Нового Завета старейшины (пресвитеры) были руководителями как в греческом, так и в иудейском обществе.

Некоторые отрывки учат, что пресвитеры управляют церковью. В 1 Тим. 5:17 говорится: “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь”. В Евр. 13:7 речь идет о тех, которые были “наставниками вашими”. Члены церкви должны подчиняться руководителям (предположительно, старейшинам): “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны” (Евр. 13:17; ср. 1 Пет. 5:5).

В чем важность этих отрывков? По существу, в этих Писаниях сказано, что на старейшин возлагается обязанность руководить церковью. Старейшины не могут и не должны отказываться от руководящей роли, чтобы руководителями не становились другие, менее подходящие для этого и менее духовные; они не должны допускать и того, чтобы церковь, оставшуюся без руководства, носило, как щепку, по волнам жизни.

Тот факт, что старейшины должны руководить, совсем не означает, что они обязаны “править”, как это делает какой-нибудь начальник, ефрейтор в армии или совет директоров. Даже греческое слово, которое, вроде бы, предполагает диктаторское правление (эпископос, “надзиратель”), не обязательно имеет это значение. Глагольная форма этого слова означает “заботиться”.

В-третьих, старейшины должны защищать стадо от лжеучителей. Велев старейшинам Эфеса бдительно относиться к себе и своему стаду, Павел предупреждает: “Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою” (Деян. 20:29, 30). Ясно, что обязанностью старейшин было охранять стадо от подобных волков. В Тит. 1:9-11 Павел говорит, что старейшина должен держаться “истинного слова... чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать”, ибо есть “много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста”. Возможно даже, что защита церкви от лжеучителей является наиважнейшей задачей, поставленной перед старейшинами.

В большинстве случаев старейшины руководят с помощью примера, убеждения или заинтересованности. Однако что касается лжеучителей, то тут старейшины несут полную ответственность. Если появляется угроза, что лжеучителя могут увести за собой стадо, так что овцы потеряются навсегда, старейшины должны отстоять истину, приняв все возможные юридические, моральные и этические меры для защиты стада от этих учителей.

В-четвертых, старейшины должны поступать так, как поступают пастухи по отношению к своему стаду. В Еф. 4:11 их называют “пастырями”, то есть, “пастухами”. В Деян. 20:28 им велено пасти “церковь Господа и Бога”, а в 1 Пет. 5:2 - “Божие стадо”.

Что значит “пасти”? Защищать стадо от лжеучителей, а также питать его (учить) или следить за тем, чтобы оно была сыто (научено), и многое другое.

Для того, чтобы понять, что означает “пасти стадо”, нужно представить себе древних пастухов. Сегодня овец пасут либо люди на мотоциклах, либо собаки. В новозаветные времена на Ближнем Востоке все было иначе. Чтобы представить себе хорошего пастуха и его отношение к своим овцам, вспомните Лк. 15:37. Тот пастух, несомненно, сильно рисковал, отправляясь на поиски заблудившейся овцы. Перечитайте Ин. 10:1-17: добрый пастырь зовет своих овец по именам, ведет их, знает их и “полагает жизнь свою за овец”. Вспомните Псалом 22. Благодаря пастуху овца может сказать: “Я не буду нуждаться”. Овцам нет ни в чем нужды, так как их обеспечивает пастух.

Всему этому противопоставляются злые пастухи Израиля (такие руководители, как цари, князья и лжепророки, описанные у Иез. 34:2-6:

“...Изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закапали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них и никто не ищет их”.

В-пятых, старейшины должны заботиться о душах стада. В Евр. 13:17 сказано: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно”. Ни одно из обычных греческих слов, обозначающих понятие “старейшина”, не употреблено здесь, но учитывая, что никто другой не выделяется в качестве руководителя поместной церкви, представляется очевидным, что под “наставниками” подразумеваются именно старейшины. В обязанность “наставников” (старейшин) в данном отрывке входит попечение о душах, за что в будущем им придется держать ответ.

Эта заповедь требует от старейшин огромной ответственности. Как-то один проповедник сказал, что старейшина, проходя мимо гроба бывшего члена церкви, должен спрашивать себя: “Все ли я сделал для того, чтобы этот брат (или сестра) попал на небеса?” Далее, эта заповедь предполагает сферу особой ответственности. Хотя старейшины могут и должны быть задействованы в обращении других ко Христу, в первую очередь они отвечают за тех, кто уже является членами братства. Именно в этой области они должны сосредоточить все свои усилия.

В-шестых, старейшины вместе с евангелистами и учителями должны помогать каждому члену церкви служить так, чтобы церковь укреплялась. В этом смысл Еф. 4:11, 12: “И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова”. Поэтому мерой оценки работы старейшины (или евангелиста, или учителя) является не столько его собственное служение, сколько служение тех членов церкви, которыми он руководит, и в особенности его помощь в их подготовке к служению.

Как церковь должна относиться к руководству старейшин?

• Члены церкви должны охотно подчиняться здравому руководству. Дав указания старейшинам, Петр писал: “Вы же, младшие, подчиняйтесь старшим” (1 Пет. 5:5; Современный Перевод). Поскольку он обращался к старейшинам (пастырям) как к “официальным лицам” в церкви, то под младшими он, скорее всего, разумел всех остальных членов церкви. В Евр. 13:17 христианам сказано: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны”.

Почему члены церкви должны охотно следовать за старейшинами? Во-первых, потому, что старейшины - это люди, имеющие особые основания для выполнения этой роли (1 Тим. 3; Тит. 1). Мужчины, удовлетворяющие данным требованиям, заслуживают того, чтобы им подчинялись. Во-вторых, община имеет право голоса при назначении старейшин. При выдвижении кандидатуры на “должность” старейшины община обычно имеет право высказать свое мнение относительно предлагаемого руководителя (своего рода вето - право сказать, почему тот или иной кандидат не отвечает предъявляемым к нему требованиям). В-третьих, они поставлены блюстителями Святым Духом (Деян. 20:28). Если мужчины избираются старейшинами в соответствии с указаниями, данными в Слове, вдохновленном Святым Духом, то их назначение считается божественным.

• Община должна оказывать честь своим руководителям. Павел писал: “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении” (1 Тим. 5:17). Из контекста становится очевидным, что под словами “оказывать сугубую честь” (Современный Перевод: “воздавать вдвойне”) подразумевается оплачивание их работы. Если “вторая честь” (в сугубой, двойной) - это оплата, то первая - это просто уважение, оказываемое в зависимости от качеств мужчин и важности их работы.

• Христиане не должны быть плохими последователями. Обычно мы возлагаем вину за “болезни” церкви на плохое руководство. То, что мы называем плохим руководством, на поверку часто оказывается плохим “следованием”, когда старейшины выполняют свою роль, но члены церкви неразумно отказываются следовать за ними!

КАК СТАРЕЙШИНЫ ДОЛЖНЫ РУКОВОДИТЬ?

Сказать, что старейшины должны руководить церковью, а члены церкви - слушаться их руководства, - недостаточно для того, чтобы решить сегодняшние проблемы церкви. Как руководить?

Должны ли они управлять подобно царям или диктаторам? Должны ли они руководить, как генералы или ефрейторы? Или же они должны больше брать пример с тренеров и учителей? А может, им следует руководить подобно тому, как руководят родители? Существует ли вообще какая-либо форма управления, с которой можно было бы сравнить их руководство?

Если бы старейшины черпали свои принципы руководства исключительно в Библии, то вряд ли между ними были бы разногласия по методам руководства. Проблема в том, что мужчины, избранные старейшинами, вступают на эту должность с уже сложившимися представлениями о руководстве, основанными на их собственном опыте. Они были руководителями или исполнителями на работе, в армии, в спорте или в своих семьях. Они полагают, что методы руководства, приемлемые для одной или нескольких из вышеуказанных сфер деятельности, и есть те методы, которые следует применять в церкви.

Для церквей западного мира в качестве методов руководства особенно характерна “бизнес-модель”. Старейшины встречаются, как “совет директоров”, нанимают проповедника, как “главного ответственного за исполнение”, и “подбивают бабки”, неизменно связанные с цифрами, деньгами и зданиями. Свою основную роль они видят в принятии решений для “фирмы”. Они разрабатывают и публикуют стратегические и тактические вопросы. Более того, если нанятые ими “работники” плохо работают, они их увольняют.

Разве это по Библии? А есть ли в Новом Завете что-нибудь о том, как руководить? Прежде чем прочитать отрывок, содержащий ответ на этот вопрос, нам нужно осветить ряд ложных представлений.

Давайте постараемся избежать ложных допущений и ошибочных заключений. Некоторые верят в диктаторскую власть старейшин на основе своего представления о вселенской церкви. Если на церковь смотрят как на семью, то тогда в поместной церкви старейшины занимают положение, аналогичное положению отца в семье, и, значит, они имеют власть навязывать свою волю этой церкви. С другой стороны, мы можем сказать, что, поскольку церковь - это царство, тогда Христос, поставив старейшин над поместными церквами, сделал их Своими представителями, наделив их Своей властью для реализации Своей воли.

Уязвимым местом в этом рассуждении является то, что мы берем учение о вселенской церкви и пытаемся применить его к поместной церкви, на которую оно не распространяется. Принять вышеупомянутую теорию означает встать на сторону римско-католической церкви и разделить ее взгляды на организацию всемирной церкви.

Многое из того, что было сказано в этой статье, содержит косвенные указания на то, как должно осуществляться руководство.

Первое: тот факт, что руководство - это дар, предполагает, что старейшины не должны возноситься над другими.

Второе: то, что руководителей церкви называют “старейшинами”, предполагает, что они будут руководить мудро, примером и наставлением.

Третье: то, что старейшин называют епископами, или блюстителями, предполагает доброжелательное отношение к рядовым членам церкви.

Четвертое: тот факт, что старейшин называют пастырями, или пастухами, предполагает, что они должны вести стадо, а не гнать его насильно. Они должны знать овец, и овцы должны знать их; они должны быть близки к овцам, жить среди них. Их работа направлена на благо овец, и они должны делать то, что хорошо для овец (а не для себя), а также любить их настолько, чтобы положить за них свою жизнь!

Пятое: задача старейшин блюсти души членов церкви со всей ответственностью предполагает, что в первую очередь они должны беспокоиться о людях, а не о зданиях, программах или статистике!

Как старейшинам осуществлять руководство, мы находим в 1 Пет. 5:1-6:

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, - и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время».

Говоря, в частности, о том, как старейшины руководят, Петр открывает, во-первых, что апостол, а следовательно, и проповедник, может быть старейшиной (ст. 1). Во вторых, он открывает нам, что у старейшин было особое задание - пасти стадо, за которое они отвечали (ст. 2). Следует особо подчеркнуть, что это “стадо, какое у вас” (“стадо Божье, доверенное вам”; Современный Перевод), а не “ваше” стадо. Христос есть “Пастыреначальник” (1 Пет. 5:4), и это Его стадо. Старейшины просто управляют тем, что Бог доверил им. В-третьих, Петр дает старейшинам разъяснение, как выполнять задачу (ст. 2, 3). Три парные фразы в этом отрывке, каждая из которых содержит отрицание и утверждение, показывают, как старейшины должны управлять: не по принуждению, а охотно; не из корысти, а из усердия; не господствуя над теми, кто им подчинен, а подавая пример стаду. В-четвертых, старейшины будут вознаграждены за хорошее выполнение своих обязанностей (ст. 4). В-пятых, младшие христиане должны подчиняться старейшинам (ст. 5). В-шестых, все должны выказывать смирение по отношению друг к другу! (ст. 5). В-седьмых, каждый должен быть смиренным пред Богом (ст. 6).

Что означает для старейшин не “господствовать” над теми, кто находится в их подчинении? Это значит, что они не должны поступать, как диктаторы, господа или ефрейторы. Не должны они руководить и так, как тренеры или родители, которые в известных пределах имеют абсолютную власть над теми, кто у них в подчинении.

Старейшины - не диктаторы! Хотя в 1 Пет. 5:5 и сказано, что младшие должны повиноваться пастырям, стих 6 содержит указание каждому быть смиренным по отношению к любому ученику! Иными словами, в некотором смысле старейшины должны выказывать смирение даже перед младшими.

Какие у старейшин средства руководства? Они руководят, прежде всего, силой личного примера (1 Пет. 5:3). Они стараются поступать так, как они хотели бы, чтобы поступали другие.

Они руководят также, научая и следя за правильностью вероучения (Деян. 20:28; 1 Тим. 3:2; 5:17; Тит. 1:9-16). Учение имеет силу изменять людей. Старейшины стремятся вызывать желаемые изменения посредством учения.

И еще: они управляют, убеждая и заинтересовывая. Если кто и имел власть в новозаветной церкви, так это апостолы. У Павла было столько же власти, сколько и у любого другого апостола, однако обратите внимание, как руководил Павел. Об этом можно узнать из его посланий. Павел старался учить и убеждать церкви, на которые распространялось его влияние, поступать праведно. Точно так же и старейшины руководят, уча и стараясь убеждать людей, находящихся в их попечении, поступать праведно.

Принятие решений - не основная обязанность старейшин. Тем не менее, именно они призваны принимать решения для церкви. В основном, им приходится принимать решения в двух сферах.

Часть решений находится в области веры. Например, старейшины должны решать, проповедуется ли истина, следует ли пригласить постороннего проповедника, который, возможно, не будет проповедовать истину, следует ли расстаться с проповедником, который не проповедует истину. При этом, не они решают, что является истиной, это решено за них в Библии. Но они обязаны следить за тем, чтобы в вопросах веры и необходимости преподавалась только истина.

Другая часть решений находится в области, где допускаются различные мнения. Например, старейшинам надо решить, где должна быть стоянка для автомобилей. Большей частью именно в этой области старейшинам приходится принимать решения.

После того, как старейшины приняли решение по вопросу, где высказывались различные мнения, их следующей задачей является разъяснение и убеждение членов церкви одобрить это решение и действовать в соответствии с ним. Если старейшинам не удается убедить большинство членов церкви в необходимости принятия именно этого решения, тогда они должны отложить проект на некоторое время или еще раз обдумать принятое решение. Если пастыри не могут убедить стадо разделить их мнение, тогда настаивать на своем для них бессмысленно и бесперспективно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если старейшины будут мудро выполнять те обязанности, которые им дал Господь, и к тому же так, как Он указал, а члены церкви будут относиться к старейшинам в соответствии с Новым Заветом, то серьезные проблемы будут встречаться крайне редко или их не будет вовсе.

#старейшина #старейшины #пресвитер #епископ #епископы #пастор #пастырь #христианство #церковь #церковь христа