Париж-Брест воочию. На старте
Предмарафонское утро
Утром, не спеша, плотно завтракаем и загружаем свою технику в машины. Всё под дождём. Но надежда на хорошую погоду есть и основана она на мысли о том, что если несколько последних дней было дождливо, то наступает очередь хорошей погоды.
Вчера предполагалось поспать днем пару часиков перед отъездом на старт. Но Реми вспомнил, как на прошлом ПБП они с Изабель чуть было не опоздали на старт. Тогда они приехали в Сан-Кантен с небольшим запасом времени и не могли пробиться к месту старта тандемов сквозь плотный строй из нескольких тысяч велосипедистов. Не желая повторения ситуации решили выехать на несколько часов раньше запланированного времени.
И вот, на трёх машинах выезжаем в Париж. Кристиан и Эльвира на машине с прицепом сразу поедут в Mortagne au Perche, где развернут пункт поддержки. Реми, Изабель и Людмила едут в следующей машине, и на последней — Марк и я.
Через Париж к месту старта
Сто километров проезжаем меньше чем за час. По пути видим непросохший от дождя Париж, Эйфелеву башню, половина которой скрыта плотными облаками.
Место для двух машин зарезервировано в подземном паркинге. Почти все сосредоточенные здесь машины имеют прямое отношение к участникам марафона. Останавливаемся напротив машины, на заднем стекле которой веером расположены числа: 200, 300, 400, 600, 1000. Любому веломарафонцу понятно, что эти цифры обозначают, и они могут пропустить следующий абзац.
200, 300, 400, 600, 1000 (и 1200, конечно же), это протяженность в километрах квалификационных веломарафонов проводимых под эгидой Audax Club Parisien, нормативы прохождения которых составляют, соответственно, 13 часов 30 минут, 20 часов, 27 часов, 40 часов, 75 часов и 90 часов. Для того, чтобы быть допущенным к прохождению веломарафона Париж-Брест-Париж, необходимо в год проведения успешно пройти серию веломарафонов 200, 300, 400 и 600 километров.
Большая предстартовая суета
Выгружаем наш тандем и лежачий трёхколёсник Марка. Невдалеке от нас выгружается Реми. Через небольшое время техника готова, необходимые вещи взяты, машины закрыты и мы, друг за другом, выезжаем из гаража. Вот и первый подъём берём, из подземелья на городскую дорогу!
Едем по знакомой улице к месту старта. Весь марафонский народ тоже подтягивается. В подземном переходе уже образовалась пробка из велосипедистов. Стоим, не двигаясь с места. К месту стартовой регистрации пока не пускают, но и пути назад тоже нет. Стоим больше часа. Стало понятно, что наши друзья поспешили. До старта тандемов ещё более четырёх часов и это время лучше было бы провести в более расслабленном режиме.
Наконец, колонна начинает двигаться. На дорожку стадиона уходят велосипедисты, стартующие в 20.00. Это те, кто собирается пройти марафон менее, чем за 80 часов.
Тандемы и экзотические велосипеды организаторы направляют по дороге вдоль спортивного зала. Тандем Реми оказался первым, за ним пристраивается Марк, и наш тандем, следом. Нас быстро регистрируют без излишних формальностей и проведения технического осмотра. До старта ещё более 3-х часов. Но здесь уже можно расслабиться.
Ставим тандем у стенки. Наблюдаем, как на дорожке стадиона формируются первые группы из марафонцев, стартующих в 20.00.
Техосмотр выборочный. Проверяют чаще всего тех, кто становится в стартовую группу в числе последних. В первую очередь просят включить всё имеющееся освещение. Обращают внимание на то, чтобы велосумки и прочие предметы не загораживали световой поток. Все без исключения велосипедисты одеты в куртки со светоотражающими лентами.
Здесь собралась удивительная компания увлечённых людей!
К месту нашего старта начали прибывать тандемы, болиды, лежачие велосипеды и трехколёсные. Ходим вдоль стартового коридора и с большим интересом, внимательно и детально, разглядываем экзотическую технику сконцентрировавшуюся здесь в большом количестве. По протоколу, заявилось 65 тандемов, 102 «лежачих» велосипеда, 15 болидов и «трёхколёсников».
Люди, окружающие нас, не просто велосипедисты! Это — новаторы веломира! Они видят себя вне классического велосипеда и настроены на поиск новых решений. Лично настроены! Они рискуют испытывать на себе новые, не получившие широкого распространения конструкции, возможно, впервые принимающие участие в сверхдлинном марафоне.
Нередко бывает, что им не у кого перенимать опыт. Они сами будут его авторами. Здесь представлена и окружает нас полная концентрация неординарных личностей. Их лозунг: «Изобретение велосипеда продолжается и этому не будет конца».
Пути господни неисповедимы! Если бы пять лет назад нам сказали, что мы окажемся на равных в такой компании, мы бы ни за что не поверили!
Самодельная техника встречается, но очень редко. В основном, видим модели, изготовленные известными производителям и, часто, по индивидуальным заказам вышеупомянутых личностей.
Трёхколесная техника представлена лежачим тандемом с низкой посадкой Изабель и Реми, лежачими велосипедами, болидами и даже шоссейными велосипедами. Их владельцы хорошо знают о преимуществах и недостатках этой техники перед обычным велосипедом и готовы к серьёзному испытанию себя на своих любимцах.
Карбон, алюминий, титан, изящные узлы соединения разъёмных рам — этим здесь никого не удивишь! Но в каждой машине есть своя изюминка — результат творческого подхода к любимому делу. Глаза разбегаются!
На наш тандем, кажется, особо не заглядываются. Тандем, как тандем. Но мы знаем, что на нём есть две вещи, отсутствующие у других. Это односторонние контактные педали, которые могут фиксироваться в двух положениях в зависимости от необходимости «встёгиваться» на данном участке пути и задний красный фонарь, загорающийся или увеличивающий яркость при торможении.
Видно, что здесь многие уже давно знают друг друга. Но общение между людьми довольно сдержанное. Каждый велосипедист, каждый экипаж тандема, больше сосредоточен на своих мыслях. Наверное, это правильно в данной ситуации. Ещё, как говорится, не финиш. Лишь старт.
Изабель достаёт пять больших упаковок с салатом и раздаёт каждому из нас. Последний приём пищи перед марафоном. Марк, Реми и Изабель ужинают, уютно расположившись на широких сёдлах своих трехколесных машин. Мы же с Людмилой скромно усаживаемся на гранитные ступеньки. Публично признаём их явное преимущество в данной номинации!
Салат густой, из смеси картофеля, бобов, рыбы и яиц. Порция, намного больше обычной. И это не просто так. Не спеша, с передышкой, но каждый из нас съедает всё. Сейчас не тот случай, когда следует заботиться о фигуре.
Опускаются вечерние сумерки и пока ещё хорошо видно, прошу Реми ещё раз сфотографировать нас.
Медленно, но неуклонно продвигаемся к линии старта
Тем временем, группу, стартующую в 20.00, начали выводить к месту старта. Нам хорошо видно участников. Это уверенные в себе марафонцы и они намерены оказаться на финише не позднее, чем через 80 часов.
Но и они уже немало времени томятся в предстартовом ожидании. Какой смысл выходить на старт за полдня? Занимать место в первых рядах? Но это имело бы смысл на коротких дистанциях. Подумалось, почему бы организаторам марафона не сделать свободный старт для всех участников в течение, например, 15—20 часов? Собирать по сотне-две марафонцев и давать старт. (Примечание: начиная с ПБП-2015 делается именно так).
При существующей современной системе учёта определять результаты будет несложно. Да, есть возражения по части необходимости перекрытия некоторых автодорог в дневное время, против которых легко предъявить контрдоводы. Дорожная сеть здесь очень густая и найти альтернативу дороге занятой велосипедистами, всегда возможно.
У нас, в Пензе, при проведении соревнований и велопробегов запросто перекрываются улицы с насыщенным автомобильным движением и ничего страшного не происходит. Неужели в Пензе велосипедистов уважают больше, чем в Париже? Не думаю.
Но есть и такие, кто становится в группу в последний момент. Их немного, всего несколько человек. Возможно, кто-то из них только что добрался до места старта, а может быть, отдыхал до последнего момента и не спешил вставать в бессмысленную очередь.
И словно в отместку за такое поведение техконтроль они проходят тщательный! Вижу, как судья проверяет работу всех элементов освещения, пробует тормоза, заставляет перевесить переднюю сумку, чтобы не закрывала свет, отражённый от переднего катафота, требует, чтобы участник немедленно надел ночную куртку со светоотражающими полосами. До старта этой группы остаётся меньше десяти минут.
Беру фотоаппарат и направляюсь в сторону стартового створа. Подойти близко к стартующим очень не просто из-за большого скопления людей. Это друзья, родственники и болельщики марафонцев. Они знают, что их кумирам предстоит очень нелёгкое испытание, они пришли, чтобы поддержать их. И волнуются они, пожалуй, не меньше. Кстати, на лицах самих марафонцев следов предстартового волнения явно не наблюдается.
Болельщики всячески подбадривают знакомых и не знакомых участников марафона, что-то эмоционально говорят им, жестикулируют. Те им охотно отвечают. Кто-то из наших болельщиков высоко поднял большой Российский флаг и вместе с сопровождающей его группой стал быстро перемещаться ближе к линии старта.
У стартового створа непрерывно произносятся жаркие и вдохновляющие речи. Обстановка наэлектризовывается. Кажется, что этот, перезаряженный конденсатор из человеческих тел и душ вот-вот начнёт пробивать. Но если на лицах марафонцев и появляются эмоции, то только в виде улыбок.
Но вот, всё чуть затихло и на французском языке пошёл обратный отсчёт секунд: … кятр, труа, дю, ан, зеро! Старт!!!
Колонна марафонцев вздрогнула, но тут же, замерла. Сразу кинуться покорять просторы Пари-Бреста могут лишь те, кто стоит впереди. Конец колонны подкатит с линии старта лишь через пару минут. Раздаются многочисленные возгласы, а в пасмурном вечернем небе сверкает салют!
Организаторы начинают подводить к старту вторую группу, которая стартует минут через десять. Возвращаюсь с к месту ожидания и рассказываю Людмиле об увиденном на старте. Наступает и наш черёд. После долгого стояния начинаем продвижение в сторону старта. Сначала колонна тандемов и экзотических велосипедов проходит до выхода из Гимназии. И, чуть подождав, подъезжаем к линии старта обозначенной большими надувными воротами.
Последние минуты – старт неизбежен
Быстро сгущаются сумерки, но видно пока хорошо. Держимся вместе с нашими «трёхколёсниками» — Марком и Реми с Изабель. Остаётся 15 минут ожидания. Передаю фотоаппарат одному из болельщиков и прошу его сфотографировать наш экипаж. Человек быстро и с удовольствием выполняет нашу просьбу.
Постоянно работают фотовспышки и во всплесках их света фейерверками вспыхивают светоотражающие ленты на одежде и обуви марафонцев, на велосумках и шлемах. Красным мерцанием отражают свет катафоты. Зрелище фантастическое, непередаваемое! Мы, в самой гуще двух с половиной сотен единиц экзотической велотехники и её поклонников, стоим в ожидании скорого старта под непрерывным обстрелом фотоаппаратов!
Группа сбилась плотно. Мы на старте и уже не принадлежим себе…
До линии старта метров пятнадцать. Стоять нам осталось считанные минуты. Случайным образом, направляя объектив фотоаппарата в разные стороны, делаю последние предстартовые снимки.
На постаменте у надувных ворот беспрерывно меняются ораторы. И вот, в короткой паузе перед началом обратного отсчёта мелькает мысль: «Будет очень трудно».
Мысль эта, совершенно не новая для меня, на этот раз воспроизвелась предельно чётко. Да. И не только мне будет… Смотрю на Людмилу. Она спокойная и весёлая.
Садимся на тандем. Слушаем «…кятр, труа, дю, ан, зеро-о-о-о! Старт!
Последние слова утонули в громких возгласах болельщиков и стартующих участников марафона. Поехали! Успеваю сказать Людмиле: «Ты, сильно там, не дави, пока мы в толпе»...
Август 2007 года
- Читать сначала: "Париж-Брест воочию"
До встречи на канале!
Осталось поставить лайк, написать комментарий, на который отвечу и подписаться на канал