Идеал женской красоты на Руси
Кровь с молоком
Образ русской красавицы всегда был неразрывно связан с материнством, а именно со способностью женщины выносить, родить и выкормить как можно больше детей. Именно поэтому параметры красоты на Руси были идентичны внешним признакам здорового человека.
К сожалению практически не сохранилось древнерусских изобразительных памятников материальной культуры: картин, скульптур, барельефов, фресок и мозаик, позволяющих судить о том как выглядели женщины в старину, так как в России они получили распространение лишь в XIX веке. Однако достаточно достоверно об этом можно судить по образцам фольклорного искусства: сказкам, песням, былинам, но самое главное по облику наших современниц — этому генетическому посланию предков из древности в современную реальность
Уникальность царственной личности и всего придворного персонала, естественно, сформировала и свой идеал, свое представление о красоте с позиций престижных социальных привилегий. В среде царского терема и боярских хором, как и в самой бедной крестьянской семье, идеалом были физически здоровая девушка, пригожая, с белым лицом, с долгим волосом, черными соболиными бровями... «Здоровый» – на низшей ступени социальной лестницы подразумевал рождение детей и воистину богатырскую силу той безответной жизни труженицы и покорной мужской воле исполнительницы, воспитательницы и кормилицы в едином лице, которой держалась основа жизни крестьянской семьи.
Во-первых, считалось, что красивая девушка должна имеет белую, чистую кожу, а на щеках ее всегда должен играть румянец. «Кровь с молоком», - так обычно и называли русских красавиц. Чтобы стать более привлекательной в глазах противоположного пола, девицы пользовались белилами и красили щеки соком свеклы.
Считается, что у древних народов и славян в том числе женская красота всегда была неотделима от материнства. Поэтому национальный идеал красоты в первую очередь отличался дородностью и статью, крепким телосдложением, высоким ростом и гордой осанкой. По различным свидетельствам русские женщины лишь тогда считались красавицами, когда достигали веса не менее 5 пудов (то есть 80 кг!). Причем идеалы телосложения совершенно не отличались у различных слоев населения: купечества, крестьянства, ремесленников или воинского сословия, где худоба считалась серьезным недостатком.
Очень важными считались белая кожа и румянец во всю кожу. В народных сказках это сохранилось в виде идиоматического оборота «кровь с молоком», которое прослеживается у большей части сказочных красавиц. Именно поэтому длительное время на Руси широко использовались белила, которыми отбеливали лицо, и румяна, в качестве которых иногда использовалась обычная свекла. Очень ценились густые собольи брови и ясные очи.
В этих условиях дородность – как синоним здоровья – была только идеалом. И по сей день в деревнях Вологды, Кирилова, Белозерска старые женщины восхищают своей худощавостью, дисциплиной труда и распорядка дня. А свидетели более давнего времени – одежда, и в частности рубахи, – всегда поражают малостью объема манжета, характеризующего величину запястья. Другое дело, царские и придворные одежды. Там этот же идеал, развиваясь в изолированной среде, в резервации терема и светлицы, ограниченный в физической деятельности и оставляющий только религиозные отправления и некоторую часть рукодельных «измышлений», взрастил дородность и неподвижность как проявление привилегированного состояния.
В-третьих, как у любого здорового человека, у девушки должны были быть белые крепкие зубы и густые блестящие волосы. Длинные волосы незамужние девицы заплетали в косу. Чем коса была длиннее, тем привлекательнее представлялась претендентам в мужья ее обладательница. Недаром в народе говорили: «Коса – девичья краса»
Важное значение придавалось походке, ходить следовало не спеша и плавно, «как лебедушка плывет», которая обычно вырабатывалась переноской ведер воды с коромыслом. Говорить следовало не торопясь и напевно, словно «лебедь прокричит». Обращает внимание то, что множество признаков красоты (шея лебединая), которые прямо или косвенно являются подражанием священной птице славян — Лебедю , что возможно указывает на более древние тотемные корни этой прекрасной птицы.
Волосы у красавицы должны были быть длинные и густые, так как служили показателем здоровья и магической силы. Волосы обычно убирались в косу, так как ходить с распущенными волосами было зазорным, особенно при посторонних, откуда пошло выражение «опростоволосится». Исключение допускалось в день Ивана Купалы, при выполнении магических и знахарских ритуалов, ворожбе, оплакивании покойного и в ряде иных случаев.
Мнение иностранцев носит несколько карикатурный характер и затрудняет определение меры объективности... «Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза, для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаз, так же как наши женщины не могут поднять рук, – говорит англичанин Коллинз. – Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием. Красотою женщин они считают полноту. Худощавые женщины почитаются нездоровыми, и потому те, которые от природы не склонны к полноте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть...»
«Женщины в Московии (конец XVII столетия), – говорит Корб, – имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают румянами; стан у них также не всегда соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины московские носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало...».
Как лебедушка плывет
На Руси красивой считалась девушка, вес которой был не менее 80 килограмм. Худоба женихов только отпугивала, так как считалась признаком болезни. Высокая грудь, крутые бедра, прямая спина и крупное телосложение – вот составляющие женского успеха того времени. При этом девушка должна была уметь ходить, как «лебедушка», то есть плавно покачивать бедрами при ходьбе и едва заметно колыхать грудью.
Литературный и, очевидно, желаемый идеал был выражен в романтической форме:
«Белое лицо как бы белый снег,
Ягодики как бы маков цвет,
Черны брови, как соболи,
Будто колесом брови проведены
Ясны очи как бы у сокола...
А ростом-то высокая.
У ней кровь-то в лице, словно белого заяца,
А и ручки беленьки, пальчики тоненьки.
Ходит она, словно лебедушка,
Глазом глянет, словно светлый день...»
И.Е.Забелин. «Быт русских царей».
Несмотря на то что походке красавицы следовало быть плавной и неспешной, шаги девица должна была делать мелкие и часто перебирать ногами. Выправка, осанка и походка прекрасно вырабатывались при помощи коромысла.
Слов нет, парфюмерное дело было поставлено в Московии из рук вон плохо и осуществить свои замыслы в этом плане было довольно сложно. И, естественно, пользуясь сажей при чернении соболиных бровей и белилами для снежной непорочности кожи, сложно было мечтать о косметическом совершенстве, и те вольные горожанки XVII века, которые пробирались по немощеным улицам в полном наборе примитивной косметики, вызывали удивление и смех. Тем не менее та подлинная одежда, которая дошла до наших дней, свидетельствует о вкусе, отточенном мастерстве и умении достигать своих идеалов. Даже в таком, туго увязанном головном уборе, который смущал англичанина, есть своеобразный резон: стягивая виски изо дня в день, он разглаживал кожу и предохранял ее от морщин. И те пожилые женщины, которых мне еще несколько лет тому назад довелось увидеть в окрестностях Ферапонтова монастыря и которые в своей молодости в замужестве не снимали тугого повойника с головы, удивляли молодостью лица и отсутствием морщин.
Ум, трудолюбие и честь
Однако одной фигуры или лица было недостаточно для того, чтобы удачно выйти замуж. Нужно было уметь и правильно себя вести: не раскованно, но и не слишком зажато. Девушка все-таки обязана была уметь и петь, и танцевать, и веселиться. Но, в первую очередь, девицы берегли свою честь. Чистые и непорочные невесты являлись гордостью не только семьи, но и всего селения. А если они еще искусно шили, вышивали, ткали и пряли, то им вообще цены не было.
Совершенное рукоделие на одежде, гармония ткани, жемчуга, меха и золотого шитья были в силах создать великолепный декоративный щит, которым прикрывалось целомудрие женщин, и рождали чувство прекрасного от созерцания лица, рук и движения тела, утопленного в ослепительно прекрасной броне. Спускаясь по социальной ступени общества вниз, формы одежд не менялись. Не менялись и их эстетическая сущность и взаимодействие с личностью женщины. Но, облегчая ткани, упрощая их фактуру, заменяя покупные ткани на домотканину, мастерицы «очеловечивали» формы наряда, который теснее приникал к телу и согревал его.
В долгие зимние посиделки умелые девичьи руки чертили легкие узоры на кокошниках и киках, великое многообразие которых дошло, к счастью, и до наших дней. Они-то и свидетельствуют о великом вкусе, искусстве и мастерстве
Окажись современный человек в русской деревне XV века, ему бы многое не понравилось. Сложно представить себе комфортную жизнь без смартфонов, такси и даже таких простых удовольствий, как шампунь. Но кое-что мы бы точно оценили по достоинству.
И речь идёт вовсе не о красотах русской природы. Впрочем, не будем спешить сбрасывать со счетов луговое разнотравье и прозрачный, наполненный ароматом свежести, а не автомобильными выхлопами, воздух. Но сегодня предлагаем поговорить о другой красоте, которой издревле славилась Русь — о красоте женской.