Найти в Дзене
КиберШпилька

Стыд - двигатель прогресса

Хоть раз бывало неловко покупать что-то в аптеке или обращаться с деликатной проблемой к врачу? А если бы провизором или врачом был бы очень умный робот? Этот вопрос решили исследовать учёные из Британии, Сингапура, Германии и США, которые выясняли, в каких ситуациях люди чувствовали себя неловко во время обслуживания и как они справлялись с этим чувством. Ученые опросили 40 человек в возрасте от 20 до 82 лет. Среди прочего, респондентам предложили представить, что им придется взаимодействовать не с человеком, а с роботом и рассказать, как контакт с машиной изменит их самочувствие и как это повлияло на уровень их смущения. Выяснилось, что при взаимодействии с роботом респонденты чувствовали себя более уверенно. По мнению респондентов, роботы не проявляют эмоций и не знают, что социально приемлемо, а что нет. Люди чувствовали себя более комфортно, если в неловких ситуациях к ним относились с безразличием. Для исследования ученые провели два эксперимента. В первом приняли участие 166

Хоть раз бывало неловко покупать что-то в аптеке или обращаться с деликатной проблемой к врачу?

А если бы провизором или врачом был бы очень умный робот?

Этот вопрос решили исследовать учёные из Британии, Сингапура, Германии и США, которые выясняли, в каких ситуациях люди чувствовали себя неловко во время обслуживания и как они справлялись с этим чувством.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Ученые опросили 40 человек в возрасте от 20 до 82 лет. Среди прочего, респондентам предложили представить, что им придется взаимодействовать не с человеком, а с роботом и рассказать, как контакт с машиной изменит их самочувствие и как это повлияло на уровень их смущения.

Выяснилось, что при взаимодействии с роботом респонденты чувствовали себя более уверенно. По мнению респондентов, роботы не проявляют эмоций и не знают, что социально приемлемо, а что нет. Люди чувствовали себя более комфортно, если в неловких ситуациях к ним относились с безразличием.

Для исследования ученые провели два эксперимента. В первом приняли участие 166 человек. Испытуемых просили представить, что они записаны на прием в клинику и должны рассказать администратору о своей болезни. Некоторым участникам нужно было представить, что они страдают от геморроя (высокий уровень смущения), а некоторым представить, что у них гастрит (низкий уровень смущения).

Половина участников, которые якобы страдали от геморроя, должны были думать, что они общаются с человеком, а другая половина - с роботом. Предположение подтвердилось, люди испытывают меньше смущения при общении с машиной.

Участников второго эксперимента - их было 121 - попросили представить, что они должны купить лекарство от генитального микоза (грибковое заболевание полового органа) в аптеке после посещения врача. Людей снова разделили на две группы: одни испытуемые представляли, что взаимодействуют с живым фармацевтом, а другие - с роботом.

Участники исследования были убеждены, что машины не способны проявлять эмоции или выносить суждения. Исследователи предположили, что это также способствовало снижению уровня смущения.

Что же выходит? Неспособность роботов оценивать поведение человека позволяет использовать их в потенциально неловких ситуациях. Но какие это ситуации и как определить, где человек хочет отгородиться от человеческого внимания, а где он в нем остро нуждается?

#не стыдно