Парк Сикотенкаль (Parque Xicoténcatl) в Мехико носит имя воина, присоединившегося в отряду Кортеса.
Сикотенкаль сам по себе уже был неоднозначным персонажем. Тласкальский монарх и военный деятель, один из четырёх монархов Тласкалы, сначала сражавшийся против испанских завоевателей, а затем, не сумев их одолеть, объединился с ними с целью разгрома ацтеков и завоевания их столицы Теночтитлана.
Несмотря на рекомендации путеводителей, сам по себе парк кажется невзрачным и запущенным. Изначально он задумывался для проведения мероприятий и был обустроен фонтами, которые сейчас пребывают в забвении.
Но парков в Мехико достаточно. О них еще успеем поговорить.
У меня были свои причины для его посещения. Именно здесь находится самая противоречивая для Мексики, а возможно, и для всего Нового Света скульптура.
Называется она «Памятник смешению рас».
Казалось бы, что необычного, мужчина со львом и женщина с орлом. Примечательно другое - рядом с ними должен был быть мальчик.
Итак, мужчина - самый, как сегодня бы сказали, успешный конкистадор всех времен и народов Эрнан Кортес. Женщину зовут Малинче. Вокруг ее личности в Мексике сложено множество легенд. Изначально девушку звали Малинели Тенепатль. Став наложницей Кортеса, она при крещении получила имя Марины, что на местный манер трактовалось как Малинче. Поскольку она знала местные языки и быстро освоила испанский, находясь рядом с Кортесом, Малинче сыграла большую роль в покорении Мексики, чем, собственно, и спровоцировала негативное к себе отношение. Якобы сам Кортес утверждал, что Малинче при завоевании Мексики была «главной причиной его успеха после Бога». Отношение же местного несения к ней, как минимум, двойственное. Существует даже термин «малинчизм» (Malinchismo) - пренебрежение к своим корням и преклонение перед всем иноземным. С ее именем в новейшее время стала ассоциироваться и еще одна старая легенда о Ла Йороне (естественно, и о нем мы тоже поговорим и даже споем песню).
Есть даже предание, что Кортес и Малинче обвенчались, что, впрочем, своего документального подтверждения не находит.
Но что известно доподлинно, так это то, что у них был сын - Мартин Кортес, первый метис, получивший имя и фамилию. Фигура мальчика находилась в центре скульптурной группы.
Памятник изначально в 80-х годах был установлен в богемном районе Мехико - Койокане и должен был символизировать смешанные браки в Мексике. Однако идея потерпела неудачу.
Персона Кортеса на протяжении всей истории воспринималась неоднозначно не только в Мексике, но и во всей Латинской Америке. По этой причине, несмотря на завещание похоронить его в Койокане, Кортес даже после смерти не смог обрести покоя на мексиканской земле. По меньше мере, его прах переносили не менее 8 раз.
Жители Койоакана протестовали против нахождения памятника в их районе. Более того, в 2013 году фигура мальчика была похищена и ее местонахождение так и осталось неизвестным.
Рядом с пустующим местом мальчика фигуры родителей выглядят скорее потерянными и скорбящими, нежели зловещими, как их рисует народная молва. Символично и то, что некогда два самых влиятельных человека Нового Света нашли свое место в полузаброшенном парке Сикотенкаль.