Подходящий к своему завершению 2021 год был крайне сложным для кинематографа - кинотеатры работали на 20-30% своей мощности, релизы переносились, съемки откладывались, премьеры срывались. Наверное, подводить итоги еще рано, но я хочу обратить ваше внимание на картину, которая в той или иной форме непременно попадет в подборки лучших боевиков года - все дело в том, что "Один выстрел" режиссера Джеймса Нанна вышел на платформе Amazon Prime, а потому раскручен меньше премьер Netflix. Но картина эта, при всех очевидных минусах, обязательна к просмотру - название ее говорит само за себя.
Оригинальное англоязычное "One Shot" - это не только прямолинейное "Один выстрел", это еще и короткое обозначение для кинематографического приема, завязанного на съемке длинного плана одним кадром. Да, все верно, название не обманывает - "Один выстрел" действительно снят одним кадром (на самом деле нет, но об этом позже), и это делает работу Нанна, его команды и коллектива актеров особенно выдающейся. Это далеко не первая попытка снять кино одним кадром, но безусловно одна из самых смелых, ярких, авантюрных и эффектных.
Я написал уже два абзаца и все еще не указал главный плюс ленты, помимо съемки "одним кадром" - главную роль в фильме исполняет Скотт Эдкинс, герой боевиков второго эшелона, более скромная копия Бена Аффлека и мастер единоборств, обычно предпочитающий рукопашные бои перестрелкам. Эдкинс играет командира отряда армейского спецназа, отправленного сопровождать подозреваемого в планировании теракта из секретной тюрьмы в Восточной Европе в Вашингтон. Увы, на польском острове тайная база ЦРУ подвергается нападению разномастных наемников, так что "морским котикам" приходится принять бой, защищая свою цель и местный персонал. В партнерах в кадре у Скотта Эдкинса в этой картине числятся Эшли Грин (не в бейсбольной форме) и Райан Филлипп.
Это уже третья совместная работа Эдкинса и Нанна после "Хулиганов 3" и "Ликвидаторов", и именно во время работы над последними в головы режиссера и актера пришла идея снять боевик одним кадром. Как говорит Скотт, к работе они готовились почти шесть лет. За это время несколько раз переписывался сценарий, перебирались идеи, каким образом держать внимание зрителя и, разумеется, технические способы реализации амбициозного плана. Эдкинс признает, что почти опустил руки, когда на экраны вышел "1917", фильм, построенный на том же замысле, но в итоге картина Сэма Мендеса наоборот помогла "Одному выстрелу" - именно кассовый и критический успех военной драмы позволил найти инвесторов для ленты Нанна.
Экшн-сцены, снятые одним дублем или создающие у зрителя впечатление, что они сделаны именно так, давно стали фишкой самых разных боевиков. И как правило, им без труда удается перетянуть на себя одеяло зрительского интереса со всего остального сюжета. Вспомните "Тайлера Рейка", "Взрывную блондинку", "Джиу-Джитсу", "Кикбоксер возвращается" или даже известный эпизод из "Сорвиголовы" - протяженные "однокадровые" драки и перестрелки становятся теми фишками, которые и обсуждают больше всего и пересматривают с особой любовью. Да и сам Эдкинс подобные приемы давно практикует - эффектные длинные кадры присутствуют и в "Ниндзе 2", и в "Близком расстоянии", и в тех же "Ликвидаторах". Но на этот раз все гораздо серьезнее.
Вы безусловно знаете, что и уже упомянутый "1917", и "Бердман", еще один известный фильм, созданный в этом же тренде, на самом деле снимались не одним планом - просто монтажные переходы в них тщательно закомуфлированы. Не претендует на целостность и "Один выстрел", при определенном старании и внимании можно определить места склеек, но работа Нанна и команды в любом случае вызывает уважение. Эдкинс в своих интервью уловок не скрывает - лента, конечно, была разбита на части длинной в 8-10 минут, а потом собрана с минимальными видимыми шероховатостями. По его словам, самым сложным в этой работе было то, что съемочной группе приходилось подгадывать погоду - зритель не поймет, если в одной и той же перестрелке, снятой один кадром, в одной стороне будет плотная облачность, а в другой яркое солнце.
Другая сложность заключалась в том, что все 8-10-минутные отрезки картины снимались несколькими дублями, причем заранее не было известно, какой из них репетиционный, а какой "рабочий". Между дублями группа вынуждены была носить маски, оставлявшие следы на переносицах актеров. Эдкинс говорит, что гримерам удалось спрятать побочный эффект от средств индивидуальной защиты, но вы можете сами поразглядывать носы и щеки героев - ни что человеческое им не чуждо, мы скоро еще и загар на лице будем иметь специфический, если ситуация в мире радикально не переменится...
Не хочу быть понятым превратно - "Один выстрел" вовсе не является безупречным фильмом. Сюжетно он довольно примитивен, в экшене заметны огрехи, особенно в сценах стрельбы и взрывов, драки временами напоминают Болливуд времен "Танцора диско" с пролетающими в метре от носа кулаками, но кто без греха? Главное, что в картине работает ее главная уловка. Весь фокус такого фильма кроется в том, что отсутствие монтажных склеек подсознательно втягивает зрителя в происходящее на экране. Тут действует эффект театральной постановки - ты вроде бы просто наблюдаешь за действием, но, не имея точки опоры для отвода глаз, все глубже окунаешься в сюжет. А к финишу ты уже просто приникаешь вплотную к экрану с немигающим взглядом. При правильном подходе так действует и "Русский ковчег", и "Виктория".
Почему я написал в заголовке, что "Один выстрел" поменяет стандарты экшена? Мне кажется, это очевидно. Кино не стоит на месте, а конкуренция заставляет авторов искать новые способы удивлять публику. Когда-то было достаточно прибытия поезда, затем потребовались трюки Бастера Китона и перестрелки Джона Уэйна. Каждым новым фильмом Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг, Дэвид Финчер делали публику более заинтересованной, более увлекающейся. И это еще один шаг в том же направлении. Может быть, неказистый - вряд ли фильм Эдкинса и Нанна будет считаться классикой на все времена. Но это значимая веха - фильм, о котором обязательно будет запись в Википедии. Вне зависимости от оценок - как и у какого-нибудь космического "Вызова". Но подобных сцен будет все больше, ведь они работают!
Я не люблю давать рекомендации, но "Один выстрел" не отнимет много вашего времени, а в памяти останется. Хотя бы в качестве феномена. Но окончательный выбор все же остается за вами - мне пора оставить эту тему и перейти к другим, благо идей в голове предостаточно. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском - здесь будет что обсудить. Читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, тренируйте внимание, и...
Увидимся в кино! Впереди несколько больших премьер!
#кино #один выстрел #скотт эдкинс #боевик #киноискусство