Проблема с нечитаемыми VIN-номерами на кузовах, и особенно на раме, перестала быть проблемой. Постановлением Правительства РФ за №1653 разрешено наносить на транспортные средства дополнительную маркировку - дублирующий номер VIN или номер рамы взамен утраченного в результате коррозии, аварии или противоправных действий третьих лиц (перебиты номера).
Процедура не простая, но проходится владельцами ТС без особых проблем. При обращении в ГИБДД проводится экспертиза (на предмет отсутствия криминала) и владельцу на руки выдается пломба - небольшой документ, на котором указан отсутствующий номер VIN или кузова. С этим документом можно ездить до момента нанесения дополнительной маркировки. По правилам пломбу нужно закрепить в непосредственной близости от отсутствующего номера, но владельцы этого не делают, поскольку крепить пломбу, например, в районе правого заднего колеса и проблематично и живучесть ее там остается под вопросом. Да и владельцы стараются как можно быстрее нанести дополнительную маркировку, чтобы закончить регистрационные действия с авто.
Крайний случай нанесения номера рамы был связан с KIA SORENTO. Владелец не мог поставить ее на учет в виду не читаемости номера рамы, расположенного на лонжероне в районе правого заднего колеса. Хотя машина 2005 года, номер рамы по причине коррозии деградировал настолько, что с трудом читалась только одна цифра. На фото помечена двумя дополнительными черточками.
Сухим языком официального документа требования к нанесению выглядят так:
Нанесение дополнительной маркировки включает указание присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера или номера его основного компонента, а также буквенно-цифрового обозначения организации, осуществившей ее нанесение, в качестве которого применяется:
для органов по сертификации или испытательных лабораторий (центров) - код организации, содержащийся в уникальном идентификационном номере такой организации согласно сведениям российской части единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;
для организаций - изготовителей транспортных средств международный идентификационный код изготовителя, требования к которому установлены техническим регламентом.
Указанное буквенно-цифровое обозначение (код) наносится в одну строку с идентификационным номером через разделитель (например, знак "*") либо в отдельной строке под идентификационным номером с проставлением в ее начале и конце указанного разделителя.
Нанесение дополнительной маркировки осуществляется на не подвергавшиеся демонтажу и (или) изменению элементы транспортного средства в непосредственной близости к предусмотренному его изготовителем для нанесения маркировки месте. При отсутствии технической возможности по соблюдению такого требования в качестве места нанесения дополнительной маркировки выбирается наиболее близкое к нему пригодное для этого место. Нанесение дополнительной маркировки осуществляется автоматизированным маркиратором.
Перед нанесением нового номера зачастую приходится не только снимать колеса, но и демонтировать элементы, мешающие маркиратору. В случае с KIA SORENTO, пришлось частично демонтировать и сместить в сторону подкрылок.
Каждый раз, когда ко мне обращаются с вопросом о нанесении дополнительной маркировки, я советую владельцам при подготовке места нанесения не пользоваться металлическими щетками, а тем более наждачной бумагой или болгаркой. Иногда владельцы в порыве энтузиазма под словом "очистить место от грязи и покрытия типа антигравий" понимают - снять все до чистого металла. Поясняю им, что в месте, подвергшемся механической обработке, я наносить новый номер не буду.
На этом пока все.