Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Белая стая

Оглавление

Решение свыше

Летом 1980 года один из хороших маминых друзей – техник котельной Василий Джулай – привёз меня на электричке на озеро Флюс в палаточный лагерь детского морского отряда «Каравелла». С этого момента, собственно, и веду отсчёт моей личной истории в «Каравелле». Вася прекрасно играл на гитаре, быстро подбирал музыку к песням, сам сочинял отличные тексты. В то время в Советском Союзе работать по какой-то рабочей специальности, совмещая её с творческой деятельностью: петь песни или выступать в драмкружке, было даже как-то престижно. Там, где были Вася и его гитара, всегда сразу собирался народ. О том, что он по совместительству работает на общественных началах с детьми в «Каравелле», да ещё и помогает писателю Крапивину с организацией какого-то палаточного лагеря на Флюсе, мы узнали внезапно. Но поскольку мои родители в тот момент были всерьёз озабочены вопросом, куда «пристроить ребёнка» подальше от города, оторвав от пагубного влияния визовской уличной мальчишеской компании, то появление Василия было воспринято как знак с небес.

-2

На Флюсе мне не понравилось. Я вообще не любила тогда палаточные лагеря, пешие походы с многокилограммовыми рюкзаками, вахты, комаров и т.д. Потому что романтику пилки дров вручную и ежедневной топки печи зимой мы с мамой постигали в нашей многоквартирной коммуналке во всей полноте чувств и ощущений. Яхты-мушкетёры, на четыре паруса каждая, которые, в зависимости от силы ветра, легко трансформировались из двухмачтовых в одномачтовые, конечно, завораживали. Да и ребята были хорошие… Песни у костра… Сказки, а чаще чтение каких-то фрагментов новых книг командора… Его все звали просто Слава

-3

Но сразу менять привычный образ жизни было трудно. Об этом и сказала честно командору, когда он спросил, почему мой взор всегда столь суров. И он тогда ответил, что «у каждого своя Дорога, которая зовёт в путь. А главное дело жизни, не слушая никого, найти именно свою. Но изначально ждать от мира пакостей не стоит, потому что по немыслимым вселенским законам мир устроен так, что в нём всегда есть и хорошее, и плохое. Вопрос только к каждому из нас, как мы сами смотрим на мир и на какую сторону встанем»

-4

Оглядываясь назад, могу сказать, что выбор «поменять лодку» был предоставлен судьбой не раз, но почему-то делать этого уже не хотелось.

Новый дом

Память детства способна удивлять. Она сама выстраивает хронологию событий в определённой последовательности и взаимозависимости. Вспоминается одно событие, а оно тут же цепляет другое. Всплывают имена, даты, смешные истории, звуки, шумы, картины, запахи…

-5

С осени 1980 года каравелльцы обрели новый дом. Конечно, это случилось не по мановению волшебной палочки, а по воле вполне конкретных людей, которые работали на 79-м заводе и узнали через родственников и знакомых о пустующем Красном уголке по адресу Мира, 44. Здесь руководство завода давно, но безуспешно пыталось наладить хоть какую-то работу с детьми по месту жительства в трёх комнатках, которые относились к клубу «Космос». Новое помещение искали почти два года. Идею забрать под отряд эти комнаты подал Сергей Новосёлов. Да-да, тот самый, выросший из первых каравелльцев и знаменосцев. Его поддержал Игорь Тимофеев, в те годы один из активных инструкторов отряда. Побывав на месте, осмотревшись и прикинув, как они говорили, начальные шаги и дальнейшую дислокацию, они поехали к командору.

Vasiliy_Dzhulay_ispolnyaet_pesni_na_Prazdnike_vesennego_Ravnodenstvia
Vasiliy_Dzhulay_ispolnyaet_pesni_na_Prazdnike_vesennego_Ravnodenstvia

Но командор сначала не разделил всеобщего энтузиазма. В начале 80-х, двадцать лет преодолевая вместе с отрядом рифы и мели, он уже давно не горел запалом пионерского вожака периода начала 60-х. Честно говоря, он подустал от всех этих бесконечных битв и сражений. Жизнь «Каравеллы» того времени, даже при отсутствии своего помещения, была вполне организована и регламентирована. Построенные яхты-мушкетёры хранили в просторном сарае вместе с имуществом на закрытой охраняемой территории на берегу озера Флюс. В этом помогла руководитель отряда «Алый Парус» из Первоуральска – Марина Кудряшова. Будущее было зыбко и туманно, что вполне устраивало командора. Его разрывало от тем, сюжетов и замыслов. Он хотел писать книги, а «Каравеллу» свернуть как вполне законченный проект. Первые выросшие каравелльцы ушли учиться, работать, создавать свои семьи. Они более не нуждались в старшем наставнике. Но командор не учёл одного. За пятнадцать лет существования на Уктусе, регулярно рассказывая в публикациях о своей интересной жизни, «Каравелла» изменила реальность. По всей необъятной стране, зачитываясь книгами Крапивина и публикациями каравелльцев, люди стали создавать подобные отряды. «Корабль вести необходимо…». Так что снова уговорили, настояли, потребовали. И он не смог устоять против большинства. Но благодаря этому возвращению произошел выход на другой уровень развития. Появилось много всего нового.

-7

Дом был красивым, светлым, наполненный воздухом, с высокими потолками и большими окнами. После полуподвалов он, конечно, смотрелся дворцом. Самое первое устойчивое воспоминание – парты в большом пространстве муравейника, рисунки планет за спиной у командора, который рассказывает всем сразу азы морского дела, и запах масляной краски от стены, где художник Евгений Пинаев создает своё бессмертное настенное творение. Картину, вместившую в себя бушующий океан, быстроходный парусник, каравеллу-мечты, белый город у моря, айсберги и маяк, а на берегу на причале мальчишку-барабанщика и моряка.

-8

Переезд в помещение прошёл спокойно, четко и организованно.  Сначала его делили с какой-то жилконторой. Но спустя несколько месяцев, после внезапных рейдов «народной дружины» комитета ВЛКСМ завода Электроавтоматики, из помещения окончательно выгнали откровенных алкоголиков и тунеядцев. И вот тогда воцарился для каравелльцев настоящий рай на Земле. Каждая комната в помещении получило своё название в соответствии со своей принадлежностью и уникальным содержанием.

-9

Появились «штурманский класс», «кают-компания», «морской класс», «знамённая», «оружейная», «фотолаборатория». Да, именно фотолаборатория, а не в ванной у Славы дома теперь проявляли все пленки и печатали фотографии. Даже проходную комнату, которая раньше была выходом на сцену, приспособили под стол с верстаком и инструментальными шкафами. Там разместилась мастерская, которая вообще раньше никогда не имела никаких помещений в отрядных пространствах, чаще всего временно занимая какой-нибудь сарай. Фотографии стал снимать и печатать студент отделения астрономии УрГУ Володя Колесников. Как-то всё сразу и очень хорошо устроилось

.
.

В кают-компании был свой телефон. Его номер запоминался быстро и сразу. Все знали его наизусть, потому что, в какой бы точке города ты ни находился, если опаздывал по какой-то уважительной причине на занятия, то обязательно должен был добежать до ближайшей будки телефона-автомата и за 2 копейки, позвонив по заветному номеру 44-10-50, сообщить вахтенному о своей причине опоздания на построение. Когда нынешние каравелльцы спрашивают у меня с удивлением: «И что, так трудно было найти эти будки?». Всегда с улыбкой отвечаю: «Будки стояли на местах, а вот телефоны работали, к сожалению, не во всех. Но то, что спустя сорок с лишним лет я помню этот номер, меня всегда радует».

-11

Отряд ожил, задышал, встрепенулся. И как результат – сразу пошёл приток новых ребят. Значительную часть, конечно, вызвали из резерва барабанщиков, знаменосцев и командиров. Они пришли изначально кто-то ещё на Уктусе, остальные уже на Добролюбова, но успели постичь азы отрядных отношений, требования организации занятий, формы и дисциплины. Количественный состав разрастался. Записалась большая группа ребят младшего возраста. Мест не хватало не только в экипажах, но и на роли в новом фильме «Жили-были барабанщики». Тогда было решено сначала для фильма, а дальше и для жизни изготовить сразу большую партию новых барабанов.

-12

Их сделали пятнадцать. Покрасили в чёрный цвет морской формы. А чтобы совсем не смущать народ доминантой тёмного, на боку нарисовали синего краба, как символ мечты и дальних морей. В это незабываемое десятилетие в «Каравелле» сняли ещё много хороших детских фильмов: «Вождь Краснокожих», «Мальчишки из картонного города», «Одиссея капитана Саньки», «Три мушкетёра, или 20 лет спустя», «Манекен Васька».

Эра “Штурманов”

В те года сделали не только барабаны.

-13

Именно в начале 80-х Крапивин изобрёл «штурман». Вроде бы он ничего особо не придумал. Взял типовой проект постройки швертбота типа «кадет», увеличил все размеры и пропорции, расчертил на миллиметровке детали, соединил всё в единое целое и заострил носовую часть. А вот дальше… дальше началось самое интересное. Когда увеличенные лекала деталей обрели очертания шпангоутов, киля, стрингеров, то появилась уникальная лодка, аналогов которой ещё не было в стране. Просчитанная грузоподьёмность плюс незатопляемые отсеки дали возможность обеспечить хороший запас плавучести и сразу выводить для обучения на воду разновозрастный экипаж, объединяющий от трёх до пяти человек подростков. С внедрением затягивать не стали и первый пробный корпус со всем полагаемым яхтенным имуществом построили всего за месяц. Его спустили на воду в августе 1981 года.

-14

Создатель предложил назвать проект «штурман», а первый пробный экземпляр получил имя «Экватор». Дальше, как это часто бывает у детей, новая лодка понравилась. Теперь походить на таких яхтах захотелось многим. Все мечтали о гонках, будоражащем кровь драйве крена и больших массовых соревнованиях. К тому времени новое помещение уже обжили. И с осени того же года запустили масштабное строительство сразу восьми штурманов.

-15

Вспоминаю эту зиму как бесконечные уроки труда с утра до вечера в отрядные дни. Все были распределены на бригады, каждая из которых, закрепленная за определенной лодкой, приходила к определенному времени и, сменяя друг друга, строгала, клеила, шпаклевала, шкурила, красила… В общем, усиленно работала. Вместе с нами старшие наставники – сам командор. Остальные не на много старше нас – Сергей Новосёлов (Шкипер), его супруга Людмила, Борис Грехов, Борин младший брат Андрей, которого все звали Джон, Игорь Тимофеев (Борода), Александр Больных, который больше пропадал в пресс-центре, уже упомянутый Вася Джулай (гитарист). Чуть позже пришла ещё Наташа Смарцелова, благодаря которой шились костюмы для фильмов, нашивки и погоны для формы.

-16

На строительстве мне лично больше всего нравилось работать рубанком на мачтах, но нас, девчонок, чаще всего отправляли в команду к Ане Мясниковой – шить паруса, что тоже было весьма интересно и увлекательно. В результате 19 мая 1982 года – в День пионерии – все 9 штурманов новой флотилии вышли на воду в сильнейший весенний шквалистый ветер. На необкатанных лодках с необученными экипажами, конечно, все сразу начали киляться, но и здесь командор Владислав Крапивин, обеспечив наше спасение, показывал всем хороший вдохновляющий пример самоорганизации и дисциплины. Когда «штурманы» на хорошем ветре летели всей флотилией по водохранилищу, они напоминали белую крылатую стаю.

-17

Золотое время Крапивина

В 80-е годы ХХ века имя Владислава Крапивина гремело по стране. Книги писателя было не достать. При тиражах в 100 000 экземпляров их мгновенно сметали с полок магазинов. Знаю, что многих спасали только общесоюзные журналы, такие как «Пионер» с его миллионным тиражом, или региональные: «Уральский следопыт», «Урал», где произведения выходили сразу со стола автора ещё в рукописях.

-18

Говорят, что детство не выбирают, но про ребят моей эпохи точно могу сказать, что всем нам здорово повезло и жаловаться на судьбу не стоит. Так уж сложилось, что мы попали в отряд в период золотого десятилетия Крапивина, где книги регулярно дарились автором каждому каравелльцу с уникальным автографом. Он изменился. Возмужал. Держался уверенно и спокойно. Телефон в отряде разрывался от звонков издателей, редакторов, коллег по писательской организации, читателей и библиотекарей.

-19

Именно в эти годы из-под его пера выходят фундаментальные, я считаю, одни из самых лучших, его повестей и романов: «Дети синего фламинго», «Колыбельная для брата», «Трое с площади Карронад», «Возвращение клиппера «Кречетъ», «Голубятня на жёлтой поляне», «Журавлёнок и молнии», весь цикл повестей в одной книге «Мушкетёр и фея», «Шестая Бастионная», «Летящие сказки», «Тополиная рубашка», трилогия романа «Острова и капитаны».

-20
при финансовой поддержке
при финансовой поддержке

Он не работал, он именно творил, равномерно распределяя свою силу сразу в разных направлениях.  И был еще один феномен КРАПИВИНСКИЕ ОТРЯДЫ.

Они еще не называли себя так, но возникали по стране как грибы, копируя форму, устав, направления занятий. При этом, где в следующий месяц прорастет грибница, предсказать не мог никто. И всем им тоже был нужен командор.

-22

автор Лариса Крапивина

командор детской парусной флотилии «Каравелла», яхтенный капитан, член Союза журналистов России, кандидат педагогических наук, Почётный работник сферы молодёжной политики РФ
командор детской парусной флотилии «Каравелла», яхтенный капитан, член Союза журналистов России, кандидат педагогических наук, Почётный работник сферы молодёжной политики РФ

фотографии из архива семьи Крапивиных

Обложка ноябрьского 2021 года журнала "Уральский следопыт"
Обложка ноябрьского 2021 года журнала "Уральский следопыт"

читайте цикл статей Ларисы Крапивиной
60 лет отряду "Каравелла"

В начале было слово — бандерилья

Голос дороги

Жизнь по уставу

Зов моря

Человек и система

Стоп! Снято!

Тайна семьи Крапивиных

Белая стая

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях

#Владислав Петрович Крапивин #Каравелла #Флюс #флотилия #кают-компания #отряд #барабан #штурман #крапивин #яхта