Очень не люблю самоуверенности отдельных комментаторов: "Аффтар, что ты ерунду пишешь, где Тбилиси и Вазиани, а, где Алтыагач!". Есть данные, поделитесь со ссылкой на источник, а, если нет, чо писать? Ситуация, действительно оказалась не настолько проста, как ее описывают. (дурацкая привычка разбирать ситуацию досконально)
Мне удалось списаться с еще двумя участниками тех событий, которые подтвердили данные. По их данным, самолет вторгся в воздушное пространство, взлетев с гражданского иранского аэродрома Парсабад. Первой его засекла и частично вела РЛС в Алтыагач. По тревоге были подняты два перехватчика Су-9 с аэродрома Кюрдамир. Самолеты принадлежали 15-му БАКИНСКОМУ корпусу ПВО (генерал-полковник Ф.А.Олифиров) из состава 976-го Инстербургского орденов Суворова и Кутузова иап . Приказ поступил с КП в районе Аляты. Это подтвержденная информация, которая не противоречит официальной версии.
Но оказывается, что история была еще более сложной. РЛС засекла два самолета. Интересная деталь: человек, подписавшийся "Акпэр А." сказал, что в этот момент РЛС-дальномер П-35 "Дренаж" отказала, и лейтенант сумел пробежать на работающую станцию, запрыгнуть в нее, и в течение нескольких секунд поставить выпавшую радиолампу на место.
Дальше начинается фантастика, но, два человека подтверждают эти данные. Перехватчики взяли большую цель "в коробочку" и посадили ее. Оказалось это был личный самолет шаха. На борту находились несколько женщин, юный сын шаха (я так понимаю 13-летний Реза Кир Пехлеви) и ... множество корзин с вином. А, вот вторая цель видимо сумела проскочить. Вот с этой второй целью был связан таран капитана Елисеева, из другого подразделения из 982-го ИАП, который вылетел только для КОНТРОЛЯ перехвата.
Что касается типа самолета-нарушителя, это был RF-4E на базе F-4. Ирану F-5 Freedom Fighter/Tiger II официально не поставлялись.
В 1968—1979 годах в Иран официально было поставлено 225 F-4, 32 F-4D (с/н: 3-601 — 3-632), 177 F-4E (с/н: 3-656, 3-692 — 3-831, 75-0222 — 75-0257), 16 RF-4E (с/н: 3-433 — 3-436, 74-1725 — 74-1736).
8 RF-4E были в реальности специальной разведывательной модификацией RF-4C (RF-4UKI) для полётов над Советским Союзом.
Еще одна деталь, которая может оказаться важной: новые МиГ 21СМ поступили на аэродром Вазиани буквально перед описываемыми событиями в октябре-декабре 1973 года. Не исключен вариант, что капитан Елисеев просто еще не освоил новую машину.
Данный эпизод восстановлен по воспоминаниям, а, воспоминания вещь не очень надежная, и, все же...
Тема эта очень деликатная, это судьбы людей, поэтому предупреждаю сразу: хамство удаляю сразу.