Самый страшный день в моей школьной жизни – это торжественная линейка по окончании 7 класса. Я до сих пор помню то мерзкое ощущение в районе солнечного сплетения. Щёки горели алым, мне реально хотелось исчезнуть из этого мира. Повод и причина такого состояния? Только не смейтесь в голос.
В том году я не стала круглой отличницей
2 годовых четверки реально виделись концом света.
Мне не вручат похвальный лист. И все будут про это знать. Позор...
Представляете, какой бардак был в голове девочки-отличницы из приличной семьи? Сейчас-то я прекрасно понимаю, что эти две четвёрки были самым ярким внешним проявлением моего пубертата. Больше такого конфуза со мной не приключалось. Оставшиеся три школьных года принесли вожделенное количество похвальной макулатуры. Но тот месяц-май седьмого класса так и остался раной на детском сердце, хоть и вспоминается теперь с улыбкой.
Я не обижаюсь на своих родителей за то, что они без тени сомнения заставляли меня получать только пятёрки. Меня не наказывали, нет. Но мамин взгляд –
Ты же можешь отвечать на отлично!
Папино недоумение –
4 по физике, что ж там сложного, не понимаю…
Их общая непоколебимая уверенность –
Ты способная девочка, тебе иначе нельзя.
В общем, вариантов у меня не было. Но, когда уже в вузе пришлось выбирать между красным дипломом и крутой тусовочной турпоездкой, я выбрала поездку, о чём ни разу не пожалела.
А вы сами отличницы?
Когда сегодня я общаюсь с тревожными мамами девочек-отличниц, первый вопрос к ним – а вы сами-то были отличницами в школе? Знаете, что отвечают чаще всего?
Нет, поэтому хочу, чтобы дочка была!
А потом жалуются на переутомление, на частые болезни, на сложную программу, на учителей, которые от одного ребёнка требуют участия в десяти олимпиадах… В конце разговора обязательно звучит жалоба – «неужели она не понимает, что это нужно ей, а не мне…».
А ребёнку это и не надо!
И да, ребёнок действительно не понимает. Ребёнок, особенно девочка, так уж повелось у нас, рассматривает отличную (подчёркиваю, не просто хорошую или нормальную, а именно отличную) учёбу как жертвоприношение на алтарь родительской любви. Ребёнок зарабатывает эти несчастные пятёрки, чтобы его любили. И это вообще-то ужасно.
Ребёнку не нужны сами по себе оценки
Ему нужен интерес, увлеченность, свободное время и друзья, любящие и принимающие родители. Отличные отметки нужны учителям для прохождения всяких аттестаций и зарабатывания плюсиков в педагогическую карму, а также родителям – для подтверждения своей состоятельности в этой жизни.
Обычно этими родителями, опять-таки, чаще - мамами, движет бессознательное желание «пережить» по-новой жизнь, исправить свои ошибки, достичь через ребёнка того, чего не смогли сами. Это тяжёлый и неблагодарный труд для всей семьи. Школа у большинства занимает меньшую часть жизни. Но может отравить практически всё детство и юность.
Если ваша отличница или отличник – бодры, веселы, активны, хорошо едят, нормально спят, если им нравится получать эти самые пятёрки, если они не плачут от случайной тройки или четвёрки, значит всё нормально.
Но если пятёрки зарабатываются бессонными ночами, если проекты, презентации и портфолио занимают всё свободное время, если из-за четвёрки текут слёзы – пора остановиться и подумать. Это прозвучит непедагогично, но «полученные» пятёрки – это хорошо. А «заработанные» – плохо. Ребёнок в школе просто учится, а детский труд у нас запрещён.
В следующий раз поговорим о тревожных мамах двоечников.