Изменения, вносимые в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 360-ФЗ, «Второй оптимизационный пакет») затрагивают все стадии закупочного процесса: планирование, осуществление закупочных процедур и т.д. В настоящей статье освещены планируемые изменения в дополнительных требованиях к участникам закупки, устанавливаемых в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (в ред. Закона № 360-ФЗ), предусмотренные проектом постановления Правительства Российской Федерации, опубликованном на портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/01/09-21/00119953). Данным документом предполагается утвердить:
- дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информацию и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (содержатся в приложении к проекту постановления);
- изменения, вносимые в акты Правительства Российской Федерации;
- перечень утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
Положения проекта должны будут применяться при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Таким образом, теперь дополнительные требования необходимо будет устанавливать, при осуществлении любой конкурентной процедуры, в том числе путем проведения запроса котировок в электронной форме.
Единственное приложение к рассматриваемому проекту документа имеет табличный вид по аналогии с предшественником – действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99). Но различия все-таки есть. Как уже было сказано ранее – приложение одно и механизм применения единый, но с учетом особенностей, установленных проектом постановления для некоторых позиций (Постановление № 99 содержит 2 приложения внешне схожих между собой, но различающихся по содержанию и механизму применения).
Приложение разделено на 7 разделов в зависимости от сферы деятельности и содержит дополнительные требования к участникам закупки, а также информацию и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям:
- в сфере культуры и культурного наследия (Раздел I);
- в сфере градостроительной деятельности (Раздел II);
- в сфере дорожной деятельности (Раздел III);
- в сфере обороны и безопасности государства (Раздел IV);
- в сфере использования атомной энергии (Раздел V);
- в сфере здравоохранения, образования, науки (Раздел VI);
- в сфере оценочной деятельности (Раздел VII).
Для всех разделов приложения установлено общее правило относительно опыта исполнения договора. И считаться такой опыт участника закупки будет за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства, подтверждающие документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
По общему правилу информация и документы, предусмотренные графой 4 приложения, направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением некоторых случаев. Например, допускаетсянаправление в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предусмотренных графой 4 приложения, договоров, актов приемки объекта капитального строительства без приложения к ним проектной документации (если проектная документация является приложением к таким договорам, актам) при осуществлении закупок, предусмотренных графой 2 разделов II и IIIприложения (в сфере градостроительной деятельности (Раздел II), в сфере дорожной деятельности (Раздел III).
При этом в случае, если информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, содержатся, например, в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом № 44-ФЗ номер реестровой записи из соответствующего реестра.
Участникам закупки следует обратить внимание на тот факт, что в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в ЕИС, и информацией, содержащейся в документах, направляемых такими участниками, приоритет будет иметь информация, содержащаяся в ЕИС.
По некоторым позициям приложения законодатель установил, что договором, подтверждающим наличие у участника закупки опыта будет считаться контракт, который заключен и исполнен в соответствии с Законом № 44-ФЗ, либо договор, который заключен и исполнен в соответствии Законом № 223-ФЗ. Например, таким образом необходимо будет подтверждать наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений и договора предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений (графа 3 позиции 9, графа 3 позиции 10 раздела II).
При закупках некоторых товаров, работ, услуг, включенных в один из разделов приложения, дополнительные требования необходимо будет устанавливать при определенной начальной (максимальной) цене контракта.
Например, позиции раздела I приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей. Иными словами, при осуществлении закупки на выполнение работ, вошедших в раздел I приложения (в сфере культуры и культурного наследия), дополнительные требования необходимо будет установить в случае, если НМЦК превышает 500 тыс. рублей.
Перечень случаев, когда необходимо будет установить дополнительные требования планируется дополнить работами и услугами, которые в настоящее время не входят в Приложения к Постановлению № 99. Так, раздел II приложения, посвященный дополнительным требованиям к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности будет содержать:
- услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений;
- работы по текущему ремонту зданий, сооружений.
В таких закупках дополнительные требования необходимо будет установить в случае, если НМЦК превышает 1 млн рублей.
Проектом постановления предусмотрено вступление в силу данных норм с 1 января 2022 года, а применять их будет необходимо при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), по которым направлены после дня вступления в силу данного документа.
Завершая обзор, необходимо упомянуть тот факт, что в соответствии с нормами данного документа, Постановление № 99 утрачивает свою силу с 1 января 2022 года.
Автор статьи: Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 11 (87), ноябрь 2021 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: