К весне 1945 года практически все японские корабли и самолеты были уничтожены. Американская авиация полностью господствовала в небе, как над морем, так и над многочисленными островами, а американские войска, уже во всю высаживались на японские территории. Теперь, от полного разгрома во Второй Мировой войне Японию могло спасти лишь чудо.
Таковым "чудом", для японского командования мог стать самый большой и тяжеловооруженный боевой корабль того времени, символ Императорского флота – линкор "Ямато".
"Ямато" вступил в строй в 1941 году. Он был построен всего за четыре года на военной верфи Курэ. Хотя изначально планировалась постройка четырех кораблей Ямато-класса, фактически, было построено лишь два линкора. Второй линкор носил название "Мусаси".
Японское командование долгое время не отправляло корабли в бой, так как очень боялось уничтожения этих морских символов японского флота. Особенно сильно этот страх проявлялся с "Ямато". Его название в переводе с японского звучало как "Великая гармония" – это старинное название Японии. Поэтому его уничтожение могло особо сильно ударить по вере в победу и боевому духу страны восходящего солнца. В конце концов, из-за этой через чур сильной опеки кораблей командованием, моряки начали называть их бесполезными.
Последний козырь в рукаве
Строительство линкоров происходило в обстановке строжайшей секретности, и не удивительно – японцам было что скрывать.
Корабли задумывались как настоящие стальные чудовища, японские инженеры во время их проектирования были ограничены лишь размерами дока.
Ставка делалась не на количество кораблей, а исключительно на их качество и максимально возможные параметры. Связано это было, как ни странно, со слабостью японской промышленности и не большому объему имеющихся в распоряжении ресурсов. Они полагали, что к примеру: один суперлинкор построить менее затратно, чем пять линкоров поменьше. — И это было действительно так, но только вот только тот фактор, что "толпою гасят даже льва", ими, учтён не был.
Да и вообще, времена господства на море больших кораблей, к началу Второй Мировой, безвозвратно канули в лету. Их место, по вполне понятным причинам, заняли авианосцы с их палубной авиацией. Сами японцы это прекрасно осознавали, ведь именно они первыми крайне успешно применили авианосную тактику во время всем известного нападения на Пёрл-Харбор.
Уже во время войны, одним из приоритетных направлений модернизации и улучшения корабля стало банальное увеличение числа орудий ПВО. Главную опасность для морских великанов стали представлять маленькие самолёты, которые атаковали отнюдь не маленькими группами.
Сражение за Филиппины
В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. В составе 1-го диверсионного соединения вице-адмирала Куриты. По мимо них, в состав соединения входили ещё 3 линкора, 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев. А боевая задача состояла в уничтожении американских транспортных кораблей, доставляющих десант на Филиппинский архипелаг.
Японские адмиралы серьезно рисковали давая генеральное сражение превосходящему по численности противнику, но деваться им было некуда. В случае успеха американцев и потере Филипин, Япония оказывалась отрезанной от основных нефтяных и сырьевых источников.
Японцы назвали операцию «Се-Го» («Победа»), но забегая немного вперед – это название себя не оправдало...
Первые серьезные потери, японское соединение понесло по пути к Филиппинам 23 октября. Ночью корабли эскадры были атакованы американскими подводными лодками. После скоротечной торпедной атаки американцев, два тяжелых крейсера отправились исследовать морское дно.
На следующий день японская эскадра зашла в море Сибуян и следуя проложенным курсом подверглась массовым налётам американской авиации. Самолеты как правило выбирали своей целью линкор "Мусаси" из-за чего в него пришлось немыслимое количество попаданий авиабомб и торпед (приблизительно по 20 штук!). Вечером "Мусаси" перевернулся и затонул. Это серьёзно подорвало боевой дух японцев, а адмирал Курита уже и вовсе собирался взять обратный курс. Но его остановил доклад об успехах 2-го диверсионного соединения, которое выполняло роль приманки и совсем недавно сумело отвлечь на себя основные силы 38-го оперативного соединения США охранявшего десантную операцию. Такой шанс нельзя было упустить.
Ночью, на большой скорости был форсирован пролив Сан-Бернадино, японское соединение вошло в пролив Лейте, где в 6.45 утра обнаружило американские корабли северной группы 7-го флота США (6 эскортных авианосцев, 3 эсминца и 4 эскортных миноносца).
Японцы начали атаку. Впервые в своей карьере, "Ямато" открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км и артиллеристы считали, что добились попаданий по одному из авианосцев.
Американское соединения осознав всю опасность своего положения и не имея в составе тяжелых боевых кораблей, сразу же приняло единственно верное решение – на максимальный скорости удирать от японцев.
Дальнейший бой, фактически, оказался преследованием американцев. Японские корабли шли на полном ходу обстреливая всё вокруг, а янки периодически пытались отбиваться от погони при помощи палубной авиации и торпедных атак с эсминцев.
Бой кончился приблизительно через три часа, потому что японские силы из-за большой разницы в скорости у кораблей, слишком сильно растянулись и адмирал Курита потерял возможность управлять их действиями, японское соединение взяло обратный курс не добившись выполнения поставленной цели.
До сих пор неясно почему Курита принял столь нелогичное решение, ведь десантные корабли американцев в заливе, теперь оставались вовсе без прикрытия. Возможно, что в этом сыграло роль общая растерянность адмирала, или его опасения о подходе американского подкрепления. Тем не менее, битва за Филиппины была японцами с треском проиграна. Одно только 1-е диверсионное соединение понесло потери в 2 тяжёлых крейсера и линкор "Мусаси", сумев добиться уничтожения лишь 1 эскортного авианосца, 2 эсминцев и 1 эскортного миноносца.
Потери 2-го диверсионного соединения, которое отвлекло на себя основные американские силы, были ещё более удручающими.
Последний поход «Ямато»
В самом начале апреля 1945 года, американцы начинают высадку на Окинаву – самый крупный остров японского архипелага. В сложившихся условиях японское командование решает действовать в рамках самурайского кодекса "Бусидо" – победить или умереть с честью. Банзай-атаки происходят с максимальной периодичностью и охватом. Не отстаёт и флот.
В рамках операции «Тэн-ити-го» («Небеса-1»), "Ямато" в составе флотилии из 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев, выходит в море и берет курс на Окинаву, чтобы любой ценой помешать американской десантной операции.
Этот рейд был заведомо провальным, так как какое-либо воздушное прикрытия у соединения попросту отсутствовало. Однако руководство решило пожертвовать остатками флота, так как иначе он всё равно бы достался врагу.
Рано утром, 7 апреля, японское соединение было обнаружено американским флотом. И так "Ямато" представлял реальную угрозу, для его уничтожения янки не поскупились на средства.
На его перехват было отправлено 58-е оперативное соединение флота США. Оно насчитывало 11 тяжелых и легких авианосцев. Всего же, в атаках на японский линкор и эскорт приняло участие около 386-ти самолетов. И это была показательная казнь!
Бой начался в 12.34. Практически сразу в "Ямато" попали четыре тяжелые авиабомбы, уничтожившие часть зенитной артиллерии и орудия вспомогательного калибра. В течении последующих двадцати минут в левый борт попадает торпеда, а на палубу приземляются ещё две американские бомбы.
Корабли отвечают залпами зенитной артиллерии, но не могут добиться особых успехов. Американские бомбы и торпеды, напротив, всё чаще достигают своих целей.
В 13.30 начинается последняя атака. Торпедоносцы TBD «Дивастейтор» завершают разгром четырьмя торпедными попаданиями в "Ямато". Линкор начинает медленно крениться на левый борт.
В 14:23, когда крен достиг 80°, на "Ямато" происходит чудовищной силы взрыв артиллерийских погребов башни главного калибра. Линкор переломился на две части и быстро пошёл ко дну, забрав с собой командующего эскадрой адмирала Сэйити Ито, командира корабля Косаку Аруга , а также 3063 матроса и офицера.
Взрыв на "Ямато" был эквивалентен примерно 500 тоннам взрывчатки. Он считается одним из самых мощных доатомных взрывов. Пламя поднялось на расстояние до 2-х километров, а дым от взрыва, приблизительно на 6 км!
Помимо линкора, Япония, в этом самоубийственном бою, потеряла лёгкий крейсер «Яхаги» и четыре из восьми эсминцев. Операция оказалась полностью провальной.
Так закончил свой путь один из самых знаменитых линкоров в мировой история. Но для японцев, этот корабль, даже по сей день остаются примером доблести и чести, героем, павшим в бою за Родину настоящим морским самураем.
Спасибо за внимание! Дополняйте и высказывайте свое мнение в комментариях. Если статья была интересной, буду очень признателен за лайк и подписку)