Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

Почему сериал "Воскресенский" вызывает у меня чувство дискомфорта

Сериал "Воскресенский" — продукт 2021 года, который сейчас идет по "Первому каналу". Я его пытался смотреть в "Кинопоиске". Герои живут и действуют в 1912 году в Российской Империи. Как раз в то время, которое лично мне нравится. Главный герой — доктор Воскресенский. Профессор. В свободное от основной работы время занимается расследованием запутанных уголовных дел со смертоубийствами. У Воскресенского есть ассистент то ли Фокс, то ли Фикс, то ли Фогель. У меня сложилось впечатление, что этот персонаж совершенно лишний, и его воткнули в сериал, чтобы было похоже на "Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Фогель даже внешне похож на Андрея Панина, сыгравшего одного из запомнившихся мне отечественных Ватсонов. Есть также знакомый доктора — следователь то ли прокуратуры, то ли суда, которого Воскресенский иногда называет то ли в шутку, то ли по незнанию полицмейстером (генеральская должность). Сквозными персонажами сериала, насколько я понял, также являются рыжая журналистка, и оказыва

К середине первой серии я откровенно ржал над тем, что они показывают. А к середине второй почувствовал, что прилагаю усилия, чтобы "это" смотреть.

Кадр из сериала "Воскресенский"
Кадр из сериала "Воскресенский"

Сериал "Воскресенский" — продукт 2021 года, который сейчас идет по "Первому каналу". Я его пытался смотреть в "Кинопоиске".

Герои живут и действуют в 1912 году в Российской Империи.

Как раз в то время, которое лично мне нравится.

Главный герой — доктор Воскресенский. Профессор. В свободное от основной работы время занимается расследованием запутанных уголовных дел со смертоубийствами.

У Воскресенского есть ассистент то ли Фокс, то ли Фикс, то ли Фогель. У меня сложилось впечатление, что этот персонаж совершенно лишний, и его воткнули в сериал, чтобы было похоже на "Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Фогель даже внешне похож на Андрея Панина, сыгравшего одного из запомнившихся мне отечественных Ватсонов.

Андрей Панин в роли Ватсона в сериале "Шерлок Холмс" (2013)
Андрей Панин в роли Ватсона в сериале "Шерлок Холмс" (2013)

Есть также знакомый доктора — следователь то ли прокуратуры, то ли суда, которого Воскресенский иногда называет то ли в шутку, то ли по незнанию полицмейстером (генеральская должность).

Сквозными персонажами сериала, насколько я понял, также являются рыжая журналистка, и оказывающий ей посильную помощь молодой, харизматичный олигарх — строитель железных дорог.

Оба — ярко выраженных антимонархических взглядов (и при этом на свободе и даже не под негласным надзором полиции).

Кадр из сериала "Воскресенский". Журналистка с олигархом
Кадр из сериала "Воскресенский". Журналистка с олигархом

То есть, в принципе, есть, казалось бы, все, чтобы налепить добротных сюжетов на много-много серий интересных и разных.

Однако, увы, до "Статского советника", как эталона отечественного ретро-детектива, "Воскресенский" "не тянет" ни по содержанию, ни по режиссуре, ни по игре бедных актеров, которым просто нечего играть, потому что образы их героев схематичны, а местами и пошловаты.

Разве что работа художника и оператора вызывает уважение...

Поэтому я бы классифицировал этот сериал как продукт, изготовленный "жертвами ЕГЭ" для "жертв ЕГЭ". Под традиционным лозунгом производителей большинства российских сериалов — "пипл схавает".

Сценаристка "Воскресенского" Настя Истомина не заморачивается соответствием закрученных ею злодейств и их раскрытий историческим реальностям, развешивая щедрыми горстями гроздья увесистой "клюквы".

Первая серия начинается с того, что эффектно гибнет почтальон, осуществляющий междугородние перевозки посылок на повозке, похожей на те, в которых перевозили арестантов.

Меня это даже заинтриговало, потому что из других фильмов я точно знаю, что почту в 1912 между городами возили на поездах.

Уж между Парижем и Санкт-Петербургом, как в этой серии "Воскресенского", так это точно.

Я даже подумал, какое замечательное начало для комедии, пародирующей вестерн, в котором неизвестные нападают на дилижанс, но только не в техассшине, а в санкт-петербургщине.

Но когда доктор Воскресенский стал грозить подозреваемым в убийстве виселицей, я понял, что сценаристка малость попутала Россию не только с Диким Западом, но и с викторианской Британией, в которой за это действительно вешали. (Кстати, у меня возникла даже ассоциация между "Воскресенским" и сериалом ВВС "Улица Потрошителя").

В России с конца восемнадцатого века смертная казнь полагалась исключительно за посягательство на жизнь особ императорской фамилии, вооруженный мятеж и терроризм.

"Простым" убийцам, даже серийным, максимум грозила бессрочная каторга. Об этом можно узнать, к примеру, в "Записках из мертвого дома" Достоевского, или "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова.

Во второй серии сюжет частично завязан на, как выражаются герои, (тоже поржал) "госзакупки для армии".

Ну не было тогда "госзакупок", а были "подряды на поставки".

В третьей возникла тема (бу-га-га!) "застройщиков", которые "хотят выкупить стоящий в чистом поле особняк, чтобы возвести на его месте гостиницу. Там же речь идет и про "загородные отели", как будто это не 1912 год, а после 1991-го, когда в России все начали переименовывать на зарубежный лад.

Не сомневаюсь, что значительная часть "пипла" это "схавает" и не поперхнется. А большего создателям "Воскресенского", я думаю, и не надо.

Я недавно смотрел тут на Ютубе видео с Андреем Кивиновым, автором книг, по которым снимались первые серии "Улиц разбитых фонарей". Впоследствии он переквалифицировался в сценариста.

Так вот, он рассказывал, что продюсеры хотят сериалов, которые бы при минимальном риске и расходах привлекали максимальное количество зрителей.

А это как раз "продукты" (это уже не Кивинов говорил, а я говорю), ориентированные на "жертв ЕГЭ", которым без разницы, что там было на самом деле.

Главное — чтобы костюмчик сидел. То есть понакрученнее и потрепыхательнее.

Кстати, такая аудитория существовала всегда, и я об этом как-нибудь напишу отдельно.

Так что, не так уж творцы "Воскресенского" и наивны.

Я же сейчас хочу поговорить о воспитательная функция искусства, которая никуда не делась.

Вопрос в том, кого воспитывают такие сериалы как "Воскресенский"?

Я уже сталкивался с теми, кто на полном серьезе доказывает, что не только вторую мировую (как научил их Резун), но и первую развязала Россия; что крепостное право отменил Ленин; что мы сегодня (само-собой) живем не лучше, чем при крепостном праве и т.д.

Не зря Ленин говорил, что "из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк".

Ведь тот цирк, который твориться в головах наших сограждан во многом является порождением того кино, которое им показывают.

Какую суперидею двигает сериал "Воскресенский"?

Какую главную мысль он незаметно, как вирус, грузит в головы неискушенного зрителя, у которого нет защитного фильтра в виде качественного образования?

Сериал "Воскресенский" показывает, что между нами сегодняшними, и нашими предками, жившими сто лет назад, фактически нет никакой разницы — те же "госзакупки" и "отели", недовольство существующей властью и деловая активность вместо нормальной семейной жизни.

Из этого вывод, с которым лично я не согласен, — бесполезно не то что стремиться, но и надеяться на лучшее.

Но это же неправда!

"Родившиеся в СССР" и выжившие в 90-е знают, что жизнь и люди со временем очень даже меняются.

Поэтому у меня такое кино и вызывает чувство дискомфорта.

Жмите на кнопки, пишите комменты, читайте предыдущие и будущие мои публикации.

Следите за новыми публикациями в тематической подборке "Кинопанорама" на ДЗЕН-канале "Путешественник во Времени"

Мой телеграмм-канал

#сериал "Воскресенский" #кино #отзыв #сериалы #история #обсуждение