Найти тему
Обводный

Путь Ильича. Часть 1. От Сердобольской улицы до 1-ого Муринского проспекта.

Вечером 24 октября 1917 года Владимир Ильич Ленин покинул конспиративную квартиру на Сердобольской улице. Это было последнее подпольное жилье лидера большевисткой партии. Через несколько часов он появится на радарах мировой истории, где будет главной точкой на протяжении 7 лет.

Ленин жил на 4-м этаже по адресу Сердобольская, 1 (доходный дом Г.А. Коха). Тогда это был последний этаж и здание больше походило на рабочую хрущевку из кирпича. Похожий дом сохранился на Лесном проспекте:

Лесной проспект, 77. 1917-ого года постройки. Типичный доходный дом на окраине Петрограда.
Лесной проспект, 77. 1917-ого года постройки. Типичный доходный дом на окраине Петрограда.

Сегодня последний дом Ильича выглядит так:

Раньше тут был государственный музей-квартира, но ее выкупили частные лица. В этом музее я никогда не был, поэтому не знаю, на какую сторону выходят окна 18-метровой комнаты, где обитал Ильич. Но используя планы и старые фотографии рискну предположить, что смотрели они во двор.

В 1917 году комната Ленина находилась на последнем 4-м этаже, была площадью 18,2 квадратных метра и имела 2 окна.
В 1917 году комната Ленина находилась на последнем 4-м этаже, была площадью 18,2 квадратных метра и имела 2 окна.

Владимир Ленин и его финский телохранитель Эйно Рахья темным вечером 24 октября пошли пешком по Сампспониевскому проспекту в направлении Литейного моста.

Большой Сампсониевский проспект, дома 95 и 93.
Большой Сампсониевский проспект, дома 95 и 93.

Здесь неподалеку целая связка железных дорог разного уровня: пути на Финляндию (ближайшая станция «Ланская»), трамвайные пути в центр города и целый трамвайный парк.

Кстати, «Трамвайный парк №5» открылся в 1917 году и бодро работает до сих пор. По данным википедии тут числится 131 вагон, из которых новыми (до 10 лет) можно назвать 19%. Ленинградскую трамвайную сеть пытались убить в 2000-е, но она героически выжила и продолжает возить пассажиров.

А теперь самое интересное место дороги Ильича, над которым пришлось поразмыслить. Дело в том, что в разных источниках по-разному описывают трамвайный маршрут Ленина. Кто-то пишет, что сели они с Эйно прямо на Сампсониевском проспекте и поехали до Боткинской улицы (ТАСС - https://1917.tass.ru/article/7-noyabrya, Биографическая хроника - том 4). С другой стороны есть графические карты советского времени, где явно виден маршрут через параллельный Лесной проспект (мозаичное панно на Сердоболькой - http://kanoner.com/2010/06/26/16049/, карта-схема вооруженного восстания 1963 года - http://visualrian.ru/media/5699914.html).

Кому же верить? Государственному информационному агентству и официальной биографии 1970-х годов или простым линиям на карте утерянной мозаики? Разгадку подарил план Петрограда 1917 года.

Изучив карту детальнее, можно сделать вывод, что номер маршрута был «20», и тогда он брал начало от Политехнического института. Таким образом, все, кто описывал и тиражировал данные о том, что трамвай ехал прямо по Сампсониевскому проспекту, оказываются неправы. Тогда там просто не ходили вагоны на электрической тяге. Правильная версия - поворот на 1-й Муринский проспект и выход на Лесной проспект. Создатели разрушенного панно были иноформированы лучше, чем группа авторов из издательства политической литературы.

Нынче трамвайная остановка 20-ого маршрута сделана после поворота на 1-й Муринский.
Нынче трамвайная остановка 20-ого маршрута сделана после поворота на 1-й Муринский.
Железнодорожный мост над 1-ым Муринским проспектом. Эта ветка уходит в сторону Кушелевки и Пискаревки. Железный свод усилен деревянными досками, чтобы ничего не отвалилось на крышу автолюбителям.
Железнодорожный мост над 1-ым Муринским проспектом. Эта ветка уходит в сторону Кушелевки и Пискаревки. Железный свод усилен деревянными досками, чтобы ничего не отвалилось на крышу автолюбителям.

Вот и завершилась первая и самая короткая часть октябрьского путешествия. Впереди движение по Лесному проспекту!