Идея строительства Южного обводного канала появилась ещё в начале 30-х годов XX столетия. На генеральном плане Ленинграда 1937 года она приобрела конкретные очертания. Канал протяжённостью 16,7 км должен был начинаться чуть южнее Володарского моста, проходить по бульвару Красных зорь, пересекая железнодорожные пути и продолжаться по улице Турку, используя старое русло реки Волковки. Далее новый водный путь должен был пойти по Бассейной улице, примыкая с южной стороны к паркам Победы и Авиаторов. Затем канал должен был соединяться с изменённым руслом Красненькой речки и уходить в Финский залив в районе порта.
Ширина канала должна была составлять 25-30 метров, глубина порядка 12 метров.
Для чего нужна была проектируемая водная артерия.
- Для прокладки нового водного пути обход центра Ленинграда.
- Снабжения водой ряда промышленных предприятий.
- Упрощения системы канализации и удаление дождевых и талых вод в южной части Ленинграда.
- Понижения уровня грунтовых вод в южных районах города.
Говоря о последнем пункте, следует помнить проекты развития Ленинграда в южном направлении 30-х годов и перенесении туда административного и геометрического центра города. Есть мнение, что новый канал планировали использовать, как средство от наводнений, не до конца понимая низкую эффективность таких мер.
Южный обводный канал появлялся и в последующих планах развития Ленинграда плоть до 1966 года, но концепция его использования претерпевала изменения. За прошедшие годы территория, по которой он должен был протекать, начала активно осваиваться, появились дороги, различные инженерные коммуникации. Часть изначальных функций, которые должен был выполнять канал, утрачивают своё значение. Теперь его планируется использовать для отдыха Ленинградцев и эстетических целей. Появляется проект, в котором Южный обводный канал представляет собой скорее связанные между собой проточные пруды, чем единую транспортную артерию. Это удешевляет проект, за счёт земельных работ.
На каждую отдельную часть канала возлагаются свои функции.
- Отрезок на бульваре Красных зорь планировалось использовать для водного спорта.
- Следующая часть была наилучшим образом описана в статье: «Каким должен быть Южный обводный канал?» В.К. Свешникова и Н.А. Яковлева:
«…Отрезок между Московской сортировочной станцией и Будапештской улицей намечается как место отдыха населения прилегающих микрорайонов. Здесь предусматриваются открытые детские плавательные бассейны, прогулочные аллеи, видовые площадки, спуски к воде, кафе».
- Участок канала между линиями железных дорог идущих от Витебского и Балтийского вокзалов должен был быть включен сразу в несколько парковых зон, из него должна была происходить подпитка прудов парка Победы.
- Отрезок, проходящий по Кировскому району, предполагалось использовать для сброса сточных вод с предприятий, а за одно, как естественную границу между промзоной и проектируемой жилой застройкой с Южным Приморским парком имени В.И. Ленина (сейчас Южным Приморский парк). Существовала идея подпитки прудов этого парка из вод Южного обводного канала.
Но всем этим проектам не суждено было осуществиться, последний Генеральный план развития Ленинграда, где обозначен южный обводный канал, относится к 1966 году. В 1969 году в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда» выходит статья В.К. Свешникова и Н.А. Яковлева:
«…хотелось бы подчеркнуть, что канал в том виде, в каком его обычно представляют в настоящее время, не нужен».
В 1972 году вышла книга «Ленинград. Генеральный план развития города», посвящённая плану 1966 года, но канал там уже не занимает места достойного такого грандиозного гидротехнического сооружения. Не один из проектов Южного обводного канала так и не был реализован.
Если понравилась статья подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#санкт-петербург #ленинград #хх век #cccp #интересные факты #история ленинграда #история санкт-петербурга #исторические факты #каналы #купчино