Чёрно-белое кино обладает особой магией. Это магия неспешности, прозрачности, фантазии. То, что в цветном кадре предстает знакомым и настоящим, в чёрно-белом кино становится призрачным миражом. Даже современные фильмы, окрашенные в чёрно-белые тона, кажутся какими-то странными пришельцами из прошлого. И конечно у каждого из нас есть свои любимые чёрно-белые фильмы. Сказки далёкого детства, милые старые мелодрамы с хэппи-эндом, детективы с обаятельными следователями в строгих костюмах и фетровых шляпах, кошачья грация Юла Бриннера и ловкость Тарзана. И, наверняка, у каждого есть свой ритуал их просмотра.
Чёрно-белое кино — исторически первый, технологически самый простой и дешёвый вид кинематографа, в котором отсутствует передача реальных цветов, изображение создаётся только с помощью градаций яркости. До появления в первой половине XX века практически приемлемых технологий цветной киносъёмки кино было почти исключительно чёрно-белым. В дальнейшем техника чёрно-белого кино использовалась ради экономии (например, в кинохронике), а также в качестве художественного приёма.
Чёрно-белыми в художественной кинематографической практике часто делают эпизоды из прошлого по сюжету фильма. Иногда к этому добавляется тонировка в коричневых тонах (сепия) и характерные дефекты изношенной киноплёнки вертикальные полосы, пылинки на изображении .
Немного истории цвета и его отсутствия в кино
Вопреки распространённому мифу, что старое = чёрно-белое, заметим, что в реальности история цвета в кинематографе почти такая же длинная, как история самого существования кино.
В действительности делать кадры цветными можно было в самом начале, но для этого чёрно-белую ленту надо было раскрашивать кадр за кадром. И всё это вручную. То есть при желании автора картина всё же могла приобретать свой цвет ещё до того, как появилась возможность тонировать ленты или, тем более, снимать фильм целиком на цветную плёнку.
В 1930-х в прокат начинают выходить фильмы, снятые в цвете. И они окончательно меняют восприятие кинематографа. После появления легендарного «Волшебника страны Оз» цвет стал отвечать за фантазийный мир, куда герои переносились из своей бесцветной реальности.
Эффект такой фантазийности в кино продлился примерно до середины 60-х–начала 70-х, пока яркие цвета массово не распространились в телевизоры каждого дома, а цветная плёнка стала заметно дешевле. И вот с этого момента красочность забрала эффект реальности у чёрно-белой версии.
Одновременно с изучением цвета кинематографисты активно исследовали уникальные качества чёрно-белого кино. В то время, как одни работали над добавлением красок в чёрно-белые ленты, другие создавали «бесцветные» жанры, которые потом сильно влияли на всю историю искусства. Примерами таких экспериментов стали немецкий экспрессионизм в кино и жанр нуара. И то и другое ощутимо сказалось на глобальном подходе к визуальному языку, его творческой и технической стороне. Самые яркие фильмы в этих жанрах — «Кабинет доктора Калигари» (немецкий экспрессионизм) и «Обвиняемая» (фильм-нуар).
С этого времени стало ясно, что отсутствие цвета — это, скорее, инструмент, помогающий серьёзнее раскрыть персонажей и показать их куда глубже, чем если бы это было сделано в цвете. Современные кинематографисты убеждены, что чёрно-белое изображение меняет восприятие фильма у зрителя: в одних случаях оно усиливает визуальное повествование и заостряет внимание на ключевых деталях кадра, в других — создаёт ощущение, что вы смотрите классический фильм полувековой давности.