В очередной раз смотришь фильм и испытываешь разочарование. Как же я от этого устала - от разочарования, от фальши, от цензуры. Да пусть и самоцензуры - неважно. Важно, что она есть. Помните, у Гоголя: сама себя высекла? Великий писатель... Вот уже тридцать лет отечественный кинематограф упоенно самовысекается в любой картине про СССР любого периода.
В общем, я начала смотреть "Седьмую симфонию". Предвкушая удовольствие от просмотра, потому что - Алексей Гуськов, Алексей Кравченко, Виктория Толстоганова, Сергей Барковский, Борис Смолкин, Наталья Рогожкина, Игорь Ясулович, Тимофей Трибунцев... В трейлерах я вижу хорошую "картинку" с похудевшими актерами (а не как в "Девятаеве", когда физиономия Прилучного в кадр еле помещалась), я ждала что-то похожее на художественную правду. А получился художественный вымысел.
Итак, содержание. С киносайта. Пунктуация и орфография в тексте, выделенным курсивом, не моя.
В начале весны 1942-го, когда блокада Ленинграда длилась уже больше полугода, из Москвы приходит распоряжение исполнить седьмую симфонию Шостаковича. Приказ поручили исполнить лейтенанту НКВД Анатолию Серёгину, у которого при обстреле погибла вся семья. В глубине души он понимает, что его миссия изначально обречена на провал. После первой страшной зимы люди в городе смертельно устали, изголодались, а многие попросту потеряли надежду. Единственный оставшийся в Ленинграде дирижёр Карл Ильич Элиасберг так же отнёсся к этой идее скептически. Чтобы собрать подходящий оркестр для симфонии, необходимо как минимум 80 профессиональных музыкантов. Большинство людей из его оркестра ушли на фронт, кто-то погиб на передовой, кто-то пропал без вести, а кто-то попросту умер от голода. Ложку дёгтя добавлял и тот факт, что лейтенант уже был знаком с Карлом Элиасбергом, так-как именно он арестовал его жену ещё до войны. Однако несмотря на всю безнадёжность положения, Серёгин все равно начинает искать музыкантов среди обычных жителей. Вскоре его энтузиазмом заражаются остальные и уже 9 августа, в зале Ленинградской филармонии звучит седьмая симфония, которая подарила людям надежду и стала в последствии героической. (из интернета)
Вот несмешно, но опять злобный НКВДШник арестовал, сволочь, жену Элиасберга.
Но ее ведь никто не арестовывал, ни разу. Брат ее сгинул где-то, а вот ее ни разу не тронули. Тогда зачем? Для конфликта? А можно было для конфликта сделать параллельную линию с каким-то немецко-фашистским оккупантом? Конфликт-то был, у всей страны. Но этого современным сценаристам мало, нужен тупой и злобный НКВДшник, одетый, как петух. Я к тому, что в 1942 году они уже не носили ярко-синие фуражки постоянно... Это же цель для снайпера. Да черт с ней, с фуражкой! Что же он так музыкантов-то ненавидит? А заодно евреев? В СССР евреев ненавидели? Вы с фашистской Германией не перепутали случайно? Моя мама, 1933 года рождения, ничего не знала про ненависть к евреям во время войны.
Я не понимаю, сценаристов и режиссеров накажут, если в фильме про войну не будет маньяка НКВДшника, сволочи комиссара, в крайнем случае тупого политрука, которые бы мешали нормальным людям совершать подвиги? Ощущение, что без этого их просто расстреляют, и никакого Сталина-Берии для этого не надо - вот что самое дрянное...
Я озаглавила свой пост названием статьи Горького, и заодно ее перечитала. Вы знаете, актуально звучит, как будто и не прошло ста лет с момента написания. Вот и цитатка в тему: "Нянька капиталистов - интеллигенция, - в большинстве своем, занималась тем, что усердно штопала белыми нитками давно изношенное, грязноватое, обильно испачканное кровью трудового народа философское и церковное облачение буржуазии". Иллюстрация современной старательно навязываемой идеологии: СССР зло, капитализм - благо, радуйтесь и благодарите. Сдается мне, что "мастера культуры" всегда держат нос по ветру.