В этой истории хочу поделиться восхищением к деталям фильма, а также к операторской и режиссерской работе. Пересмотрев неоднократно, стала замечать те вещи, которые сперва были для меня неуловимы. Эти вещи стали критериями для внесения фильма в перечень " Люблю смотреть еще и еще".
Мелкие детали, короткие кадры фильма дают важные подсказки, словно общаясь и даже иронизируя.
Оператор делает зрителя и себя одними из главных героев. Такую же роль играет солнечный свет. Солнце сопровождает почти каждый кадр, создавая атмосферу, выделяя главных лиц и показывая эмоции, смысл событий и даже время.
С первого кадра солнечный свет провожает нас, нежно освещает главную героиню Элизабет (Лиззи) Беннет, идущую с книгой к своему дому. Ее волосы летят с порывами воздуха, она нежная, чистая и совсем юная
Вслед за Лиззи камера проходит в дом, проводя нас по комнатам. В этот момент Лиззи в кадре нет. Это мы ходим по ее дому, такому теплому, родному и любимому, несмотря на обшарпанные двери, подстершуюся краску и отсутствие внешнего лоска. Дом - ядро этой семьи, это ясно с первых кадров. В тебе самом просыпается симпатия к нему, магия.
В доме беседуют отец и мама. Удивительными символами для них выбраны яблоко (для матери) и орхидея (для отца). Мама в первых кадрах держит в руках тряпку и зеленое крупное яблоко, словно знак ее занятости только делами семьи, простоты (иногда граничащей с нелепостью), практичности и опоры на землю, без витания в облаках.
Отец - ось семьи, начитан и практичен, держит эмоции под контролем, имеет отличное чувство юмора, одинаково хорошо справляется и с пятью девочками и с женой, часто устраивающей громкие эскапады на тему соседей, замужества девочек, средств для жизни и прочего. Контролирует слуг, хозяйство. А также нежно увлечен своими орхидеями.
Предстоят танцы, вся семья отправляется на мероприятие. Операторская работа совершенна - камера выхватывает личности гостей (а их там очень много), показывает короткие отрывки историй, общения и характеров. Каждый кадр фильма с присутствием людей идеально выверен геометрически, баланс правой и левой стороны точен, визуально фильм словно пирожное для глаз и мозга.
На балу старшая сестра Лиззи, Джейн, очаровывает богатого юношу - Чальза Бингли.
Эта симпатия чиста и взаимна. Восхитительный кадр одного из вечеров, где они танцуют - Бингли выходит из танцзалы за Джейн и, понимая, что прикоснуться к ней по канонам того времени невозможно, протягивает кисть руки вслед ее платью, касается пальцами ускользающей полы. В этом движении все - и словно прикосновение мужчины к восхищающей его женщине, к чему-то неуловимому; и словно прикосновение малыша к подолу платья матери, такой красивой и неразгаданной, какой часто бывает мать для растущего сына; и словно просьба чтобы она не исчезла. Потрясающе нежный, чистый жест. Он говорит все о чувстве Бингли к Джейн.
Перед сном Джейн и Лиззи болтают. Свет лампы словно просвечивает их, как фарфоровых кукол, не отражая ни малейшего изъяна. Девушки светятся, смеются, они чисты, добры и восхитительны )
Камера, словно опьяненная их весной, выдыхает и отводит взор, отображая край одеяла, домашнего, уютного, хоть и заплатанного, милый и удобный, хоть и обшарпанный подоконник, а также спокойную полную луну на темном небосклоне. Все так хорошо, так мирно.....
За завтраком мама кладет себе еду, наливает напиток, но толком не ест, решая вопросы, обсуждая интересы ее девочек. Во всех кадрах совместных трапез стол наполнен едой, простой и аппетитной, красиво сервированной. И во всех трапезах мама почти не успевает есть - все время ее отвлекают то собственные эмоции, то кто-то со стороны...
Получено письмо - приглашение Джейн к Бингли на обед. После известия о ее простуде, Лиззи отправляется к сестре. Пешком, к дому Бингли. Солнце и поле сопровождают, а дерево - словно символ ее решимости и прямоты. Природа то светится лучами, то темнеет от дождя...
Встреча Джейн в доме Бингли, и снова идеальный баланс -
Я не видела больше работ актрисы, сыгравшей сестру Чарльза Бингли (Kelly Reilly). Но она хороша! Эдакая огненная лисица, тонкая, умная, ироничная. Красотка!
Мисс Бингли приглашает Лиззи сделать несколько кругов по комнате, пока джентльмены с ними беседуют, плюс Дарси пишет письмо сестре. Несмотря на то, что перед нами гарцуют два грации, Солнце четко указывает своими лучами на главную фигуру - мистера Дарси. Он сидит четко по линии уходящих на раннем закате лучей -
Вслед за Лиззи к Бингли наносят визит ее мама и сестры. Меня восхищает пастельная линия цветов их нарядов. И снова баланс композиции.
Лиззи представлена отдельно, словно оппозит к линии матери и сестер. Неспроста Дарси говорил ей, что она и Джейн не такие как сестры и мама. В поддержку Лиззи - дама на портрете, она чем-то похожа на ее сомнения, но отвернулась в сторону, словно говоря, что выруливать в данной ситуации Лиззи будет сама :-)
Далее случается приезд кузена - мистера Коллинза, отличающегося небольшим ростом, но огромным эго, излишним пиететом к власти и богатству, а также скверным характером. Коллинз, как и сестры, приглашен на бал у Бингли.
Перед балом сестры выбирают ленты. Знакомый офицер Уитхем, бравирующий своими добродетелями, показан камерой в истинном свете - "Я не разбираюсь в лентах", - говорит он, а камера делает наезд и показывает его уходящего, с широкой голубой лентой в волосах. Именно лжец Уитхем позднее станет бедой для семьи Беннет -
Вечерний ужин по случаю приезда Коллинза. Теплые отсветы толстых свечей, блики от посуды, сияющих лиц сестер, и центральное блюдо на столе - желтый, словно облитый свежим липовым медом картофель, наполняющий столовую дополнительным теплым сиянием.
Мама снова толком не ест, нужно следить за всеми ньюансами беседы -
Удивительно, но снято так, что при всем убранстве стола главное - это переживания героев, их лица, отблески их глаз -
Глубокий вечер перед балом. Подув на перо из подушки, перед сном болтая с Джейн, Элизабет воспламеняет вечерние огни у входа к дому Бингли, где начинается бал .. Красивый переход..
Бал снова показан очень ясно. И его темп, и настроения гостей, и семьи Беннет. Поющая фальшиво сестра, рыдающая при отлучении от инструмента; мама, уронившая джем на джентльмена, снимающая капли ложкой прямо с его костюма - обратно к себе в бокал )), беспрерывно смеющиеся младшие, мечущийся между девицами и устоями Коллинз.. Как сказала Лиззи: "..мои родные вступили в соревнование - кто выставит себя в более глупом свете". )
Шикарный момент когда Коллинз, слуга Господа, гадает на ромашке. Не получив необходимого положения лепестков, Коллинз закатывает глаза, затем крайне печально нюхает оборванный маленький цветок )
Расстановка фигур со смыслом - перед танцем мистер Коллинз входит в залу с Лиззи и Шарлотт, его неудавшейся и его будущей супругой. А также в танце с Лиззи он постоянно вылетает на Шарлотт, стоящую среди зрителей -
Лизи танцует с мистером Дарси. Разговор обретает все большую откровенность, и вот все танцующие пропадают, - это прекрасный способ оставить их единственными действующими лицами друг для друга.
Завтрак после бала, мама бьет яйцо в бокал с молоком, долго мешает, но так и не пьет его. Разговор отвлекает, она пригубила вино, забыв о молоке. В центре стола - огромный кусок мяса, видимо, не предвещающий ничего хорошего )
Не оставив уже никому шансов поесть, завтрак наглым образом прерывает Коллинз. Видимо, решил первым делом проработать свои вопросы. Коллинз, выгнав родственников из-за стола, в том числе главу семьи, просит руки Лиззи.
И тут мясо буквально врывается на первый план, громко сигнализируя о неизбежном) Пропорция кадра такова, что мясо почти с Лиззи размером )
Такой же оборванный изможденный цветок, как и ромашка на балу, Коллинз кладет на стол перед Лиззи. No comment :-)
Лизи отказывает, мама бежит за ней, гуси гогочут, гуси бегут параллельно, раскрыв крыла также, как материнские юбки в погоне.
Вода всегда гасила страсти.... Это и плавно текущие воды реки, на берегу которых можно постоять, где можно объясниться с родителями, и бушующий ливень при первом признании мистера Дарси -
Чарльз Бингли уезжает, коляска, угол дома, колонны, залитые солнечным светом, дымка пыли... А далее, позволив нам увидеть эту картину, вступают по лестнице лакеи, расправляя чехлы для мебели, словно закрывающиеся белые занавеси первого акта.
Лиззи совершает прогулки, много думает... Шикарный вид с обрыва...
Лизи также навещает Шарлотт, вышедшую замуж за Коллинза. Четкие линии дома, зеленые яблоки в круглой тарелке на подоконнике. Их много и они такие же, как было в руке их матери в начале фильма. Это дом замужней женщины, занятой семейными заботами, земными радостями.
Приглашение на вечер покровительницы Коллинза, в ее замок Розингс. Снова идеальная симметрия на кадрах -
Перед отъездом младшей Лидии в гости, крупным планом кто-то из слуг буквально секунду покручивает в пальцах мертвую стрекозу на иголке. Так оно и вышло - ранее упомянутый офицер Уитхэм обманом увозит Лидию.
Лиззи с родственниками едут на прогулку. Отдыхают под деревом на пути в Пемберли, поместье Дарси. Вид прекрасен. Мох и зелень словно вельвет и плюш.
Лиззи держит в руках яблоко - ведь это дорога в Пемберли.. С кем же она обретет любовь, семью..? Она разломила яблоко пополам.. Именно ей и именно так - она поделит с любимым все обстоятельства, и для себя ждет человека особенного, справедливого, с глубоким внутренним миром..
Карета въезжает в длинную ровную галерею деревьев Пемберли.
Дом Дарси. Камера снимает сверху, ...Пол выложен квадратной черно-белой плиткой. Словно шахматная доска. Через вход прошли все фигуры: сперва "пешка" (служанка в доме Дарси), затем дядя и тетя Лизи (родственная защита, словно "офицеры" или "кони"), и последней неспешно идет она сама.
Нельзя забывать, что последняя линия в шахматах - это Королева.. Лиззи еще и в белом. Ей делать шаг первой. И она вошла, полная волнения и многих чувств.. Этот дом как последнее поле боя, шахматная доска их притяжения и борьбы.. Залы полны фигур, но Лиззи не заблудилась. Впереди решающий шах и мат.
После разговора с Дарси Лиззи сбегает. Рука Дарси больше не дергается. Он принял решение.
Исправляя ошибки, Дарси помогает Бингли посвататься к Джейн. Перед его приходом девушки за минуту показывают идеальную рассадку ))
Пришло время для объяснения Лиззи и Дарси. Она выходит на улицу до рассвета
Оказалось, Дарси на той же волне идет навстречу -
Самое начало рассвета. Солнце еще не показалось из-за горизонта. И отсветы ночи на лице Лизи. В голубой дымке она видит Дарси, словно уставшего, но уверенно идущего ей навстречу.
В начинающемся рассвете они разговаривают, голубые тени уходят с лица Лиззи. Девушка подходит к нему, солнце начинает гладить ее подбородок, лицо...
Момент их единения взят так, что в ту же самую секунду всходит солнце, показав свой край из-за горизонта, выплескивая свой лучи между их губ..
Несмотря на то, что статью пришлось готовить 4 часа, мне очень хотелось поделиться такими важными деталями, особой красотой этого фильма. Кто не смотрел - желаю приятного просмотра!
Если есть желание поблагодарить за большую красивую статью - буду рада.
#гордость и предубеждение #гордость
#мистер дарси