Найти в Дзене
Одиссея Алексея

Прогулялся по старой территории НИИДАР, которую скоро уничтожат

Привет, друзья! Москва город, который часто сравнивают с живым организмом. Она постоянно растёт и развивается. Было время малоэтажной Москвы, промышленного города и много чего ещё до и после. Сейчас Москва, кажется, превращается в ТЦ и «спальники», активно избавляясь от промышленных территорий. Каким-то зданиям везёт, из успевают взять под охрану культурного населения, каким-то не везёт и их сносят практически под чистую, примером тому могут служить гиганты Москвы промышленной - СИМ и ЗИЛ. Теперь на очереди относительно небольшая территория НПК НИИДАР и конечно же знаменитая в узких кругах безэховая камера. Немного окунёмся в историю места и предприятия. В 1916 году на Преображенской заставе (современная Преображенская площадь) появляются авторемонтные мастерские для ремонта автомобилей, поступающих с фронтов Первой Мировой войны. В 1918 году мастерские национализируют и в 20-ом году организуют 4-й Государственный авторемонтный завод. Позже, из-за слияния двух заводов, профиль меняется

Привет, друзья!

Москва город, который часто сравнивают с живым организмом. Она постоянно растёт и развивается. Было время малоэтажной Москвы, промышленного города и много чего ещё до и после. Сейчас Москва, кажется, превращается в ТЦ и «спальники», активно избавляясь от промышленных территорий. Каким-то зданиям везёт, из успевают взять под охрану культурного населения, каким-то не везёт и их сносят практически под чистую, примером тому могут служить гиганты Москвы промышленной - СИМ и ЗИЛ. Теперь на очереди относительно небольшая территория НПК НИИДАР и конечно же знаменитая в узких кругах безэховая камера.

Вид на территории НИИДАР на Преображенском поле с крыши 16-го корпуса.
Вид на территории НИИДАР на Преображенском поле с крыши 16-го корпуса.

Немного окунёмся в историю места и предприятия. В 1916 году на Преображенской заставе (современная Преображенская площадь) появляются авторемонтные мастерские для ремонта автомобилей, поступающих с фронтов Первой Мировой войны.

В 1918 году мастерские национализируют и в 20-ом году организуют 4-й Государственный авторемонтный завод. Позже, из-за слияния двух заводов, профиль меняется на производство военной и гражданской техники. Преимущественно предприятие, которое сменяет ни одно название, производит танки.

Предприятие активно участвует во Великой Отечественной войне, строя танки Т-60. В 1941 году эвакуируется в Свердловск, а уже в 42 году возвращается в Москву, на Преображенскую площадь, где продолжает делать свою продукцию под наименованием «Завод №37».

В 1945-49 годах предприятие активно помогает в восстановлении народного хозяйства производя различную продукцию народного потребления.

В административной части 2-го корпуса пустовато. Где-то арендаторы уже съехали, а где-то просто абсолютно пустые, непримечательные помещения.
В административной части 2-го корпуса пустовато. Где-то арендаторы уже съехали, а где-то просто абсолютно пустые, непримечательные помещения.

В 1949 году предприятие переквалифицируется и начинает работать в области построечная радиолокационных станций. На базе предприятия создаётся специализированное конструкторское бюро.

Корпус номер один. По большому счету 1, 2 и 3 корпуса - одно здание, тем не менее они разделены внутри на разные объёмы.
Корпус номер один. По большому счету 1, 2 и 3 корпуса - одно здание, тем не менее они разделены внутри на разные объёмы.

В 1950-х годах завод выпускает РЛС различных типов, П-20, а также РЛС А-100 для системы С-25, впоследствии ракетного щита Москвы. Позже начинается разработка небезызвестных РЛС семейства «Дунай», которые на данный момент уже сняты с вооружения.

До 70-х предприятие часто меняет своё название. Однако в 1972 году оно наконец-то приобретает то самое наименование, которая с некоторыми изменениями дошло до нас - Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (НИИДАР).

В 2014 году НИИДАР переносит опытную деятельность на территорию завода «Элион» в Зеленограде. А бывшие помещения института на Преображенской площади начинают сдавать в аренду. Однако арендаторов предупреждают о возможном скором сносе зданий института.

На территории НИИДАР образуется арт-кластер, где помимо различных складов и мелких производств, появляются галереи и мастерские художников различных направления. А так же множество креативных пространств, чего только стоила одна «Свалка».

Кажется тут раньше был проект "Свалка", но это не точно.
Кажется тут раньше был проект "Свалка", но это не точно.

Конечно же территорий интересовались и до сих пор интересуется промышленные туристы. Ведь в одном из корпусов находилась (а может быть и до сих пор существует) безэховая камера.Конечно стоит про неё упомянуть.

Наше творчество в безэховой камере, зима 2016 года.
Наше творчество в безэховой камере, зима 2016 года.

Радиочастотная безэховая камера - предназначена для измерения индустриальных помех, измерения параметров антенн, работ в области защиты информации, испытаний на электромагнитную совместимость. Камера довольно неплохо сохранилась на тот момент, однако было много мусора, часть конструкций и оборудование демонтировано и перевезено на новую площадку института. Стоит добавить, что я побывал в камере в 2016 году, с тех пор за её участью я не следил.

А участь старой территории НИИДАР решена. Арендаторы получили уведомления с требованием покинуть территорию и уже активно выезжают. Мне на глаза попалось множество уже пустующих помещений.

Крыша первого корпуса и вид на 16-й корпус.
Крыша первого корпуса и вид на 16-й корпус.

Дальше планируется снос зданий, который обещают начать в декабре 2021 года и к 3-му кварталу 2022 году должно завершиться. А дальше будет жилая застройка, однако обещают не только «человейники», но еще и школу и детский сад. Хотели, кстати, построить ТЦ и кинотеатр, но вроде бы от этой идеи отказались, на данный момент.

Такой получилась экскурсия по территории имперских авторемонтных мастерских, поменявших свой профиль и развившихся до Научно-исследовательского института дальней радиосвязи.

Советское искусство, выброшенное на помойку.
Советское искусство, выброшенное на помойку.

Спасибо за внимание!

#заброшенное #заброшенные места #НИИДАР #москва #СССР

___________________________

Все фотографии и видео на канале сделаны мной, если не указано обратного.

Пока я исследую мир в поисках интересного не забудьте подписаться, поставить лайк и оставить свои мысли в комментариях.