Найти тему

Необходимо отметить, что современное направление имагологии, определяемое как «культурная иконография», ставит перед собой также

стран, народов и культур в литературе, а также помогает народам узнавать друг друга.53 Данные положения заложили основу Аахенской школы компаративистики, которая в 1960-х - 1980-х годах дала серьезный импульс к европейским имагологическим исследованиям. 54 Результаты многолетних исследований Х. Дизеринк представил в главе «Компаративистская имагология. О политическом значении литературоведения в Европе», которая вошла в коллективную монографию проблемам, посвященным имагологии.55

В 1950-е - 1960-е годы также была заложена основа для социальной концепции имагологии. Основные идеи о том, что общество представляет собой «конструирование значений и символов»56 были изложены в работе П.Л. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания».57 Они легли в основу исследований, разрабатывающих теорию конструктивисткой концепции «национального».58 Данные идеи получили свое развитие в работах Э. Гельнера «Нация

48 Lortholary A. Le Mirage Russe En France Au XVIIIe Siecle. Paris: Librarie Philosophique J. Vrin., 1951. Р. 412

49 Corbet Ch. A l'ère des nationalismes. L'opinion française face à l'inconnue russe (1799-1894). Paris: Didier.,1967. Р.491 .

50 Cadot M.L'Image de la Russie dans la vie intellectuelle française (1839-1856). Paris:Fayard., 1967. Р. 645 .

51 Dyserinck H. Zum problem der «images» und «mirages» und ihrer untersuchung im rahmen der vergleichenden literaturwissenschaft // Arcadia. 1966. № 1. P. 107-120.

52 Там же, С. 108.

53 Dyserinck H. Komparatistische Imagologie. Zur politischen Tragweite einer europäischen Wissenschaft von der Literatur || Europa und das nationale Selbstverständis: Imagologische Probleme in Literatur, Kunst and Kultur des 19 und 20. Jahthunderts. Bonn, 1988. Р. 13-37.

54 Поляков О. Ю. «Образы и Миражи» Хуго Дизеринка (к программе Аахенской школы компаративистики) // Вестник Вятского государственного университета. 2013. №3(1). C. 122.

55 Dyserinck H. Komparatistische Imagologie. Zur politischen Tragweite einer europäischen Wissenschaft von der Literatur // Europa und das nationale Selbstverständnis: Imagologische Probleme in Literatur, Kunst and Kultur des 19 und 20 Jahrhunderts. Bonn, 1988. P. 13-37.

56 Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. New York: Anchor Book,1967. P. 47

57 Там же, С. 228 .

58 Королева С.Б. Миф о России в британской литературе (1790-е -1920-е годы): дисс. док. филол. наук: 10.01.03. Нижний Новгород, 2014. C. 34

и национализм», 59 Б. Андерсона «Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма»,60 Дж. Э. Хобсбаума «Нации и национализм с 1780 года». 61 Важную роль в изучении процессов формирования культурных и национальных образов в инокультуре имеет работа Э. Саида «Ориентализм»,62 в которой обосновывается идея, что познание других стан в рамкой любой культуры происходит с применением особого «фильтра», основанного на негативной бинарной оппозиции «свой» - «чужой».63