Платные дороги в Европе хороши, сказать нечего. Экономят время, исключают возможность получения штрафов, качество асфальта отличное — не дороги, а просто сказка! Но у каждой сказки есть своя цена, и в случае с европейскими хайвеями эта цена не такая уж маленькая.
После проезда по ним появляется двоякое чувство: с одной стороны, проезд стоит довольно дорого, так что банально жалко денег. Появляются мысли из серии: "Вот я бы сейчас поехал по бесплатной дороге, насмотрелся природный красот и сэкономил лишние восемьсот рублей!" Но здравый смысл быстро берет верх, когда вспоминаешь, как выглядят бесплатные европейские дороги...
В России платная и бесплатная дорога обычно идут параллельно: вот идет платка с ограничением, допустим, 110 км/час, и тут же рядом в трех сотнях метров идет бесплатная трасса с ограничением на 90. Так происходит в случае с М11 и М10, связывающими Москву и Питер, и это справедливо для некоторых участков М4 "Дон".
В Европе все совершенно по-другому. Как правило платная и бесплатная трассы идут в разных местах. Например, платная – через материк, а бесплатная – по побережью. Но даже если так получается, что бесплатная дорога идет где-то около платной, то разницу все равно чувствуешь: прямая как стрела платка фактически без ограничения по скорости, потому что камер на хайвеях не ставят, и вьющаяся по холмам и долинам узенькая бесплатная дорога с постоянными ограничениями 30 и 40 км/час.
Но ладно, про отличия платных и бесплатных дорог в Европе я уже писал. Сейчас нас интересует цена вопроса. Вариантов оплаты за европейские хайвеи, точно так же как и у нас, всего два: либо наличными/картой, либо по транспондеру.
По транспондеру дешевле процентов на двадцать и немного быстрее, потому что не нужно останавливаться у шлагбаума, ждать, пока кассир отсчитает сдачу, и снова трогаться с места. Просто проезжаешь на скорости 40 км/час и все — можно снова разгоняться до своих законных ста тридцати в час.
Платить живыми деньгами либо картой чуть дольше, но тоже не критично. Если нет пробок – да, на автобанах такое как ни странно тоже бывает! – то существенной задержки во времени не будет. Стоить проезд будет чуть дороже, чем по транспондеру, но покупать устройство в чужой стране не вижу смысла, тем более что из-за своей природной лени и необязательности так и не обзавелся оным даже в России.
Что по ценам?
Вот чек за проезд небольшого кусочка платной дороги от Загреба до Карловаца, платный кусок составляет там что-то около сорока километров.
200 рублей за 40 км пути по идеальному асфальту с официально разрешенными 130 км/час и неофициальным скоростным безлимитом — это, как мне кажется, вполне нормальная цена. А когда видишь прокопанные двух, трех и даже пятикилометровые тоннели в горах, которые начинаются ближе к Адриатическому морю, то понимаешь, куда идут деньги, полученные от людей за проезд по этой дороге.
Давненько не ездил на нашей М4, может, что-то и поменялось. Но как мне помнится, цены были подешевле хорватских. Сорокакилометровый участок у нас стоит в среднем около сотни рублей, может чуть больше. Но уж точно не двести. Так что платные дороги у нас все же чуть дешевле, чем в Европе, с одной лишь ремаркой: пятикилометровые тоннели через горы на Кубани и в Ростовской области прорубать не нужно...
Что думаете по поводу хорватских платных дорог? Где лучше: у них или у нас?