Найти в Дзене
Путешествия по планете

Почему в Европе никогда не стоит пытаться объехать платную дорогу по бесплатной? Понял на своем опыте

Приехав в Хорватию, сразу же в аэропорту взял машину в прокат, чтобы удобнее перемещаться по стране. Хорватия пронизана сетью платных автомагистралей, как и многие другие европейские страны. В большинстве своем что местные, что туристы ездят именно по ним, несмотря на то что цены на проезд не слишком маленькие.

Вообще в теории добраться до любой точки на карте страны можно по бесплатным дорогам: бесплатная альтернатива платке должна быть, и это прописано в законодательстве, кстати, как и у нас в России. Только эти бесплатные альтернативы всерьез никто не рассматривает, когда речь идет не о поездке на двадцать километров из одной деревне в другую, а о более-менее длинном перегоне на 100+ километров.

-2

На фото сверху бесплатная хорватская дорога. Разумеется, я не мог не проверить, какого они качества, прежде чем писать материал о платных дорогах. В целом такой жести, как в отдельных регионах России, здесь я не видел: ям глубиной по локоть в асфальте нет нигде.

Но бесплатные альтернативные дороги здесь проходят через маленькие населенные пункты с постоянными ограничениями скорости на 40 и 50 км/час. Разумеется, местные нарушают и едут быстрее, но даже само покрытие и ширина дороги не способствуют лихачеству.

Стандартное ограничение скорости для хорватских населенных пунктов — 50 км/час
Стандартное ограничение скорости для хорватских населенных пунктов — 50 км/час

Но самая большая проблема — это даже не ограничения скорости, а горные серпантины, разъехаться на которых с встречной машиной представляется весьма нетривиальной задачей. Ограничений на них нет никаких, но адекватный водитель там и сам не поедет больше сорока километров в час: жить-то хочется.

Гор в Хорватии довольно много, поэтому часто бесплатные альтернативы проходят именно через них. Есть старая дорога вдоль побережья, проходящая через все маленькие городки и деревушки, вьющаяся серпантином через горы, и есть прямая как стрела автомагистраль фактически без ограничения по скорости — выбирай, что хочешь.

-4

На платных магистралях все вопросы с горами решаются простым радикальным решением — строительством тоннелей. Да, это очень дорого, но на то она и платная дорога, чтобы окупать затраты на свое строительство, а не только лишь ради выкачивая денег из карманов водителей.

Здесь в Хорватии частенько можно увидеть, скажем, пятикилометровые тоннели, проложенные через огромный горный массив. Ограничение скорости в тоннелях обычно стоит 80 или 100 км в час, но люди едут как правило быстрее. Через пять минут езды по освещенному тоннелю ты уже оказываешься на другой стороне горы, в то время как на маршрут по альтернативному серпантину потратил бы минут сорок, не меньше.

Въезд в тоннель
Въезд в тоннель

Плюс сами лимиты скорости: на магистралях обычно ставят ограничение от 100 до 130 км в час, но камер на платных дорогах нет, как нет и постов полиции. Местные это знают и этим активно пользуются: едут с такой скоростью, с какой позволяют возможности их автомобиля.

Благо качество дороги близко к идеальному, так что даже при значительном превышении езда остается сравнительно безопасной. Во всяком случае так считают сами местные, потому что когда я ехал 130 км/час в соответствие со знаком, обгоняли меня по левой полосе как стоячего.

Асфальт на платках у них близок к идеальному
Асфальт на платках у них близок к идеальному

Поэтому даже сами местные никогда не ездят на большие расстояния по бесплатным дорогам. Время в пути увеличивается минимум раза в полтора, а то и в два. Вместо двух часов проводить в дороге все четыре хочется немногим, поэтому все платят за проезд по магистралям, как бы накладно это ни было.

Как вам европейские платные дороги? Считаете, есть смысл за них платить?