Найти в Дзене
Средневековая жизнь

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Часть 2.

Богословие с VI по XI век. Продолжая тему прошлой статьи рассмотрим период с VI по XI век, когда богословие маленькими шагами начинает принимать геоцентрическую систему мира Птолимея - Аристотеля. (Статус геоцентрической системы мира был столь велик, что средневековые астрономы, ведя наблюдения за видимыми движениями планет, всегда согласовывали их с ней). Выдающиеся теологи VI - VII века. Наиболее выдающимися теологами в VI - VII веках, принявшими космологию Птолемея - Аристотеля, были архиепископ Севильи Исидор Севильский (570 - 636) и бенедиктинский монах из монастыря св. Петра в Нортумбрии (Англия) Бэда Достопочтенный (ок.672 - 735), известный своими комментариями к Священному Писанию. Благодаря их авторитету, идеи греческой астрономии не ставились долгое время под сомнение. Астрономические взгляды Исидора Севильского изложены в многотомном труде «О природе вещей». Они свидетельствуют о безусловном проникновении элементов греческой астрономии в систему христианского знания: схем
Оглавление

Богословие с VI по XI век.

Продолжая тему прошлой статьи рассмотрим период с VI по XI век, когда богословие маленькими шагами начинает принимать геоцентрическую систему мира Птолимея - Аристотеля. (Статус геоцентрической системы мира был столь велик, что средневековые астрономы, ведя наблюдения за видимыми движениями планет, всегда согласовывали их с ней).

Выдающиеся теологи VI - VII века.

Наиболее выдающимися теологами в VI - VII веках, принявшими космологию Птолемея - Аристотеля, были архиепископ Севильи Исидор Севильский (570 - 636) и бенедиктинский монах из монастыря св. Петра в Нортумбрии (Англия) Бэда Достопочтенный (ок.672 - 735), известный своими комментариями к Священному Писанию. Благодаря их авторитету, идеи греческой астрономии не ставились долгое время под сомнение.

Астрономические взгляды Исидора Севильского изложены в многотомном труде «О природе вещей». Они свидетельствуют о безусловном проникновении элементов греческой астрономии в систему христианского знания: схема мира, как и у Птолемея, воплощается в системе гомоцентрических сфер. Земля находится в центре, ближе всех к Земле располагается Луна, затем Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Этот порядок передается цифрами 19, 20, 9, 19, 15, 12, 30, который означает периоды вращения планет относительно знаков зодиака. Звезды также совершают движение, но не такое как планеты, а неподвижная Земля находится в центре мира. Это говорит об особом положении Земли во Вселенной и прекрасно увязывается с догматом об искуплении. Именно по этой причине геоцентризм сохранялся в науке на протяжении полутора тысяч лет.

Исидор Севильский. https://images.app.goo.gl/5X9WVB1uSPBdKTkm6
Исидор Севильский. https://images.app.goo.gl/5X9WVB1uSPBdKTkm6

Бэда Достопочтенный также обладал достаточно глубокими познаниями в астрономии. На него оказали влияние многотомный труд античного философа Плиния «Естественная история» и натурфилософские произведения Исидора Севильского. Так, согласно Бэде, мир состоит из материальных и духовных вещей, отделяемых друг от друга небесными водами. Материальные вещи состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня, упорядоченных в соответствии с их тяжестью. Все эти четыре элемента вместе со светом и человеческой душой были созданы Богом из ничего. Остальные же предметы материального мира являются комбинациями этих элементов. Духовное небо состоит из эфира, осуществляет совершенное равномерное круговое движение, и служит обиталищем ангелов. Ангелы для явлений в материальном мире временно принимают эфирные тела. Эти взгляды говорят о том, что Бэда принимал аристотелевское учение о пяти элементах, лежащих в основании мира и деление мира на земной и небесный, подчиняющимся разным законам.

Бэда Длстопочтенный. https://images.app.goo.gl/rJFaJjgpC7JNyzfJ8
Бэда Длстопочтенный. https://images.app.goo.gl/rJFaJjgpC7JNyzfJ8

Одной из главных заслуг Бэды было написание трактата, посвященного проблемам календарного счета, в котором помимо чисто технических проблем вычисления, он рассматривал и общие проблемы времени, измерения, арифметического вычисления, космологической и исторической хроники, а также некоторые астрономические явления. Но особый интерес Бэда проявил к вычислению дат Пасхи и вычислил их достаточно точно.

Таким образом, оба мыслителя Исидор Севильский и Бэда Достопочтенный принимают систему мира Птолемея - Аристотеля, добавляя в нее элементы Священного Писания. Космология Беды Достопочтенного получила официальное признание Церкви при папе Сильвестре II на рубеже X-XI вв. Базисные идеи греческой астрономической мысли -идею шарообразности Земли и кругового движения светил не оспаривались, за ними всегда стоял авторитет Беды.

Запад и восток.

После завоевания германскими племенами Рима в 475 г., а также разделения Церкви на западную и восточную в 1054 г., духовная жизнь латинского Запада стала протекать в изоляции от культурной жизни греческого Востока. И это привело к резкому сужению объема доступного античного научного наследия. Почти все, что было известно в области астрономии раннему латинскому средневековью, основывалось на немногочисленных источниках: на трудах римского энциклопедиста Плиния (I в.), комментарии Халкидия к платоновскому «Тимею» (IV в.), произведениях Макробия (III в.), Марциана Капеллы (V в.), Боэция (VI в.)), Исидора Севильского и Бэды Достопочтенного.

Положение на латинском Западе меняется в связи с началом крестовых походов на Константинополь в 1096 г. Крестовые походы разрушили замкнутую территориальную целостность феодального общества Запада и оказали сильное влияние на его расслоение. Стали востребоваться грамотные и образованные люди. Из разграбленной крестоносцами Византии в Западную Европу потекли деньги, предметы роскоши, переводы античных классиков, а также знания в области науки, техники и строительства. Началось массовое бегство ученых из Константинополя на Запад. На деньги Византии сначала отстроились Генуя и Венеция, а затем Германия, Англия и Франция. Именно богатства завоеванной Византии дали толчок к развитию ремесел, торговли, сельского хозяйства и науки в Западной Европе.

Период крестовых походов (1096 - 1270) привел также и к плодотворным контактам с арабскими странами Ближнего Востока. Благодаря им расширилось мореплавание, торговля и строительство городов на Западе. От соприкосновения христианского и мусульманского миров обогатилась также и философия. На Запад хлынул поток переводов физических и метафизических трактатов Аристотеля с арабского на латинский язык. Переводы Аристотеля непосредственно с греческого языка появятся в Западной Европе только с начала XIII века.

Крестовые походы. https://images.app.goo.gl/Gaqh4gM5hWGdCbEz5
Крестовые походы. https://images.app.goo.gl/Gaqh4gM5hWGdCbEz5

Таким образом, источником знания для Запада выступали страны Арабского Востока и разграбленная крестоносцами Византия.

Выдающиеся схоласты XI - XII века.

В XI - XII веках два выдающихся схоласта Альберт Великий и Фома Аквинский поняли, что поток переводов Аристотеля на Запад остановить невозможно. Но аристотелевское учение о бытии постоянно вступало в противоречие с теологией, поэтому его нужно было пересмотреть и адаптировать к ней. Эту попытку предпринял Фома Аквинский. Он соединил метафизику Аристотеля с теологией, и она стала приемлемой для католической Церкви. Но Фома абстрагировался от естественнонаучных взглядов Аристотеля и не принял многие положения его физики, противоречащие вере.

АльбертВеликий. https://images.app.goo.gl/JeBCqnfpZfgog3YMA
АльбертВеликий. https://images.app.goo.gl/JeBCqnfpZfgog3YMA

Фома Аквинский (Аквинат) выдвинул для облегчения продвижения на латинский Запад работ Аристотеля концепцию двойственной истины (размежевание веры и разума). Согласно Аквинату, познание не может охватить все. Есть философское, метафизическое познание, основанное на естественном разуме, способным рассуждать и предоставленным самому себе. И есть богословие (наука о Боге), основанное на откровении, и в эту область знания естественный разум проникнуть не может. Это область таинств христианской веры (например, триединство, воскресение), и она находится вне философского познания. Все же между философией и теологией нет противоречия, потому что истина одна, так как происходит от Бога. Если аргументы против веры выдвигаются с позиций естественного разума, то они противоречат высшему разуму и должны быть отвергнуты. По сути, Аквинат устанавливает границу между философией и богословием. Права естественного разума определяются традицией и авторитетом Церкви.

Фома Аквинский. https://images.app.goo.gl/pV7M5uf6aJke9wbt9
Фома Аквинский. https://images.app.goo.gl/pV7M5uf6aJke9wbt9

Таким образом, до XII века не было разделения между богословием и философией, они выступали как единое целое, и только начиная с этого времени между ними устанавливается граница, и естественный разум получает относительную свободу лишь в комментариях к произведениям Аристотеля и Платона.

Подводя итог по концепции двойственной истинности, у богословов XIII века, писавших комментарии к работам Аристотеля, натурфилософские и религиозные представления о мире еще не были равноправными: религиозная истина ставилась выше. Эти два подхода столкнулись в схоластике в XIV веке в связи с пересмотром астрономической системы Аристотеля - Птолемея.

Натурфилософы.

Натурфилософы, используя всего лишь два аргумента о всемогуществе и вездесущности Бога, разрушили всю физику Аристотеля. Они сняли запреты Аристотеля на:

  1. Пустоту. Аристотель считал, что допущение пустоты может привести к представлению о прямолинейном движении тела по прямой с бесконечной скоростью за пределы мира. Это допущение требовало отмены конечного космоса с системой абсолютных мест. Таким образом, Аристотель мыслил пустоту как место вне мира. В книге «О небе» Аристотеля вне последнего неба (сферы неподвижных звезд) нет ни заполненности, ни пустоты. Схоласты решили вопрос так: пустота может существовать без тела. Бог существует везде, не только в мире, но и вне мира, т.е. в пустоте. Он вездесущ, т.е. настолько совершенен, что существует и в пустоте. Поэтому пустота означает место, где нет ничего, кроме божественного присутствия.
  2. Бесконечное пространство. Бог находится везде, Он и есть актуальная бесконечность. Теологи вводили также геометрическое понятие бесконечности мира (потенциальную бесконечность). По мнению историка науки Койре, они помещали мир в божественное ничто, окружали мир ничто и насквозь пронизывали этим ничто.
  3. Существование бесконечно большого тела (Вселенной). Бог может сделать актуальной бесконечностью и число, и время, и бесконечно большое тело, т.е. нематериальный Перводвигатель или бог Аристотеля, толкающий небесный свод, по сути, не нужен.
  4. Вечность и несотворимость космоса. Всемогущество Бога позволяло его как сотворить, так и разрушить.
  5. Пересмотрели понимание источника движения в природе. В античности преобладает отношение к природе как к чему - то совершенному, самостоятельному, отсюда вытекает положение о том, что источник движения находится в самой вещи (у Аристотеля форма принадлежит материи). В средневековье источником движения выступает надпри-родный Бог, находящийся вне вещи.
-6

Заключение.

В целом, характеризуя взаимоотношения философии, богословия и науки от заката античной науки и до начала эпохи Возрождения, следует отметить, что христианские богословы были единственными носителями знания. Среди всех наук того времени они отдавали первенствующее место богословию и подчеркивали его превосходство над философией, но при этом сами исходили из разных философских позиций. Философия же сохраняла связь с рудиментами античной науки. Христианство, в отличие от эллинистической философии, обратилось к смыслу социального бытия, поставило вопрос о внутреннем мире человека, сформировало концепцию линейного времени и необратимости истории. Оно обеспечивало цельность средневековой культуры и его идеи выступали смысловым ядром для познания человеком окружающего мира.

Подчеркивая ключевую роль христианства в возникновении Новоевропейской науки, можно сказать следующее. Богословие сохранило главный пафос греческой философии - жажду познания и в то же время переосмыслило представления о природе, выработанные в античности, создав новый концептуальный аппарат науки Галилея - Ньютона. Ясперс в работе «Ницше и христианство» писал, что Ницше, характеризуя средневековую науку, говорил о ее генезисе так: последнюю отличает «всеохватность жажды знания, непреклонная настойчивость в поиске истины.. .такая наука с ее универсальностью, не признающая никаких границ, и с ее внутренним единством возникла только на Западе и только на христианской почве, есть бесспорный факт. наша наука возникла из Логоса».

Источники:

  • Гайденко, П.П. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении / П.П. Гайденко, Г.А. Смирнов. - М.: Наука, 1989. - 352 с.
  • Ясперс, К. Ницше и христианство / К. Ясперс; пер. с нем. - М.: Медиум, 1994.- 114 с.
  • Гайденко, П.П. Философия природы в античности и в средние века / П.П. Гайденко, В.А Петров. - М.: Прогресс - Традиция, 2000.- 608 с.
  • Валяжный, С. Другая история науки / С. Валяжный С., Д. Калюжный, А. Жабинский. - М.: Вече, 2002. - 576 с.
  • Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений // Деяния Вселенских Соборов. Т.3. - СПб, 1996. - 537 с.

Ознакомьтесь.

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Часть 1.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТУДЕНЧЕСТВА.

#история #теология #средневековье #наука

#астрономическая система мира аристотеля