С момента изобретения колеса, люди столкнулись с необходимостью строительства ровных дорог, а чтобы те оставались такими надолго, их пытались укреплять. Удивительно, но по дорогам, построенным древними римлянами можно спокойно передвигаться и сегодня. На протяжении веков основным материалом для укрепления проезжей части дорог оставался природный камень, хотя асфальт был знаком человечеству еще пять тысячелетий назад.
Немного истории асфальта
Давным давно на поверхность Мертвого моря всплывали шершавые черные глыбы, их свойствам быстро нашли применение римляне, которые прозвали этот природный материал «иудейской смолой». В строительстве дорог он не применялся, зато широко использовался в кораблестроении и возведении зданий.
Опыт древних строителей не канул вглубь веков, английский инженер МакАдам начал растапливать асфальт, пытаясь связать гравий и дробленый камень. Так появился рецепт прочной смеси для покрытия дорог, и уже с 1820 года асфальтовой смесью начали покрывать дороги в Европе.
Понадобилось 19 лет, чтобы первая асфальтовая дорога появилась и в Российской Империи. На суд императора представили несколько улиц, вымощенных необычным твердым веществом. В итоге Монаршей волей асфальт должен был появиться на столичных проспектах и главных дорогах в кратчайшие сроки. Вот только торопиться у нас не любили, да и дорогим получалось “заморское чудо”, привезенное из Европы. В Москве первые такие дороги появились только в 1876 году.
Коренным образом ситуация изменилась после того, как были открыты большие залежи асфальта в Сызранском уезде. Производство отечественных смесей для покрытия дорог возглавил инженер Иван Федорович Буттац. В 1873 году на правом берегу величественной Волги был открыт первый асфальтовый завод.
Асфальтобетонная смесь - следующий шаг в эволюции дорожных покрытий
Вместе с активным строительством дорог, появлялись и новые требования к качеству покрытия. Лучшие ученые работали над созданием таких составов. Долгое время в качестве связующего для минеральных материалов использовали деготь, хотя в Европе для этой цели стали использовать битумную эмульсию в 20-х годах прошлого века. Итальянская компания "MARINI" за 10 лет зарегистрировала 33 патента, а перед Второй Мировой войной оказалась монополистом в оснащении асфальтобетонных заводов.
Начало прошлого века стало стартом развития производства дорожных покрытий, где связующим всех компонентов полотна стал вязкий продукт нефтепереработки - битум. С развитием экономики, движение по дорогам всех уровней становилось интенсивнее. Увеличился вес грузовых автомобилей, возросли и скорости. Следующей задачей для ученых стало создание асфальта не только с увеличенным сроком службы, но и с высокими критериями прочности. Таким характеристикам дорожное покрытие могло соответствовать только с началом применения инновационных полимерно-битумных вяжущих из смеси полимеров и битума.
Эра качественных и безопасных дорог
В 2011 году на Омском НПЗ стартовало производство модифицированного битума. Лидером нового стандарта качества стала компания Газпром нефть. Для создания инновационного продукта использовался полимер научного центра СИБУРа. Первые объемы закупок модификатора составили 50 тонн в год.
В наше время строительство дорог стало государственным приоритетом. В 2019 году стартовал проект беспрецедентной важности под названием “Безопасные и качественные автомобильные дороги”. Свидетелями позитивных перемен в дорожной отрасли стали жители разных регионов нашей страны.
В России продолжается планомерное строительство не только надежной, но и комфортной транспортной структуры. Эту задачу перед работниками отрасли поставил президент Владимир Путин в рамках утвержденной концепции «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Каждый день вводятся в эксплуатацию километры новых дорог, а при помощи современных материалов производится ремонт уже существующих федеральных трасс и дорог общего пользования.