Ребенок, отправленный за границу, увидел других детей, которые знали больше, которые жили более достойно, и в замешательстве спросил себя: "Почему я тоже этого не знаю? Почему я тоже так не живу? Разве меня не должны были учить и наставлять во всем этом в доме моего отца?" После этого он снова отыскал свой Букварь, который давно был заброшен в угол, чтобы свалить вину на Букварь. Но вот, он обнаруживает, что вина лежит не на книгах, что стыд лежит исключительно на нем самом, за то, что он не так давно знал именно это и жил именно так.
39
Поскольку евреи к этому времени, посредством чисто персидского учения, признали в своем Иегове не просто величайшего из всех национальных божеств, но БОГА; и поскольку они могли с большей готовностью найти Его и указать на Него другим в своих священных писаниях, поскольку Он действительно был в них; и поскольку они проявляли такое же сильное отвращение к чувственным изображениям или, во всяком случае, были наставлены в этих Писаниях, питать к ним такое же отвращение, какое всегда чувствовали персы; что удивительного, что они нашли благосклонность в глазах Кира, с Божественным Поклонением который он признал, что, без сомнения, находится гораздо ниже чистого сабеизма, но все же намного выше грубого идолопоклонства, которое вместо него завладело покинутой землей евреев.
40
Таким образом, просветленные относительно сокровищ, которыми они обладали, сами того не зная, они вернулись и стали совсем другими людьми, первой заботой которых было придать постоянство этому просветлению между собой. Вскоре об отступничестве и идолопоклонстве среди них не могло быть и речи. Ибо можно быть неверным национальному божеству, но никогда Богу, после того как Он однажды был признан.
Теологи пытались объяснить это полное изменение в еврейском народе по—другому; и один, который хорошо продемонстрировал недостаточность этих объяснений, наконец, был за то, чтобы дать нам, как истинный отчет - "видимое исполнение пророчеств, которые были сказаны и написаны относительно вавилонского плена и восстановления из него". Но даже эта причина может быть истинной только до тех пор, пока она предполагает, к этому времени, возвышенные идеи Бога. Евреи, должно быть, к этому времени поняли, что творить чудеса, и предсказывать будущее принадлежало только Богу, и то и другое они ранее приписывали ложным идолам, благодаря чему случилось так, что даже чудеса и пророчества до сих пор производили на них такое слабое впечатление.
42
Несомненно, евреи были лучше знакомы с учением о бессмертии у халдеев и персов. Они также ближе познакомились с этим в школах греческих философов в Египте.
43
Однако, поскольку это учение не находилось в том же состоянии по отношению к их Священным Писаниям, что и учения о Единстве и Атрибутах Бога,—поскольку первые были полностью упущены из виду этим чувственным народом, в то время как к последнему будут стремиться:—и поскольку также для первых было необходимо предварительное упражнение, и до сих пор были только намеки и намеки, вера в бессмертие души, естественно, никогда не могла быть верой всего народа. Это было и оставалось лишь кредо определенной части из них.
44
Примером того, что я подразумеваю под "предыдущим упражнением" в учении о бессмертии, являются Божественные угрозы наказания за проступки отцов над детьми до третьего и четвертого поколения. Это приучило отцов мысленно жить со своими самыми отдаленными потомками и как бы заранее чувствовать несчастье, которое они навлекли на этих невиновных.
45
Под намеком я подразумеваю то, что было предназначено только для того, чтобы возбудить любопытство и вызвать вопросы. Как, например, часто повторяющийся способ выражения, описывающий смерть словами "он был собран к своим отцам".
Под "подсказкой" я подразумеваю то, что уже содержит какой-либо зародыш, из которого пока еще скрытая истина позволяет себе развиться. Такой характер имел вывод Христа из наименования Бога "Богом Авраама, Исаака и Иакова". Мне кажется, что этот намек, несомненно, может быть превращен в убедительное доказательство.
47
В таких предыдущих упражнениях, намеках, намеках заключается положительное совершенство Учебника; точно так же, как вышеупомянутая особенность не создавать трудностей или препятствий на пути к скрытой истине составляет отрицательное совершенство такой книги.