И это не начальная школа, и даже не шестой класс, а девятый. Довольно приличной московской гимназии.
А за историей Алисы Тепляковой я слежу с этого лета. Поначалу – стало интересно, потому что не каждый день девятилетние дети в университеты поступают. Да и вообще, гордость разобрала за нашего, российского вундеркинда. После того, как я посмотрела пару-тройку интервью, гордость сменилась любопытством: Алиса производит впечатление самого обычного ребёнка, ничуть не более развитого, чем ровесники. Примут ли её в МГУ? Ну а после мне просто стало жаль Алису, и я начала читать новости про неё в надежде увидеть среди них, что эпопея с чтением восьмисотстраничных учебников по психологии завершится и девочка наконец отправится изучать что-нибудь более ей подходящее по возрасту, чем Фрейд и психология служебной деятельности.
Но, судя по всему, последнего в скором времени не случится: телевизионные журналисты продолжают рассказывать о «гостье из будущего» и безграничной родительской любви, благодаря которой оказалось возможным получение ребёнком среднего образования всего за пару лет и без посещения школы. И у многих давно закрадываются вопросы: зачем всё это так широко освещается с телевизионных экранов?
В школу Алиса никогда не ходила. В университет тоже не ходит. МГУ соглачился предоставить девочке индивидуальный план, чтобы она училась в соотвествии со своими возможностями. Вероятно, говоря об этом, в МГУ имели ввиду то, что ребёнку будет тяжело идти в одном темпе со взрослыми студентами, но отец Алисы рассчитывает, что она окончит МГУ за два года и неоднократно упоминал, что и что у ребёнка при таком обучении якобы остаётся масса свободного времени и на отдых, и на общение со сверстниками. Не буду вдаваться в подробности, так ли это. Об этом уже много писали.
Тем временем, у большей части российских школьников третий по счёту учебный год ознаменовался дистантом, «радость» от которого усилило сообщение о распоряжении главы Роспотребнадзора об отмене всех массовых школьных мероприятий аж до 2024 года. Значит, опять весь день дома за компьютером. Опять ни школьных праздников, ни Последних звонков, ни выпускных вечеров. А теперь вот и в нашей, пока ещё (надолго ли?) очной школе на уроке биологии вместо того, чтобы объяснять материал, учитель просто включает видеоурок. А в качестве домашнего задания – онлайн тест.
И в голове предательским червячком зашевелилась мысль: а если наша перспектива –лишь бесконечная дистанционка, если у детей не будет ни полноценной школьной жизни, ни очных уроков, ни школьных влюблённостей, ни кружков, ни дискотек, ни выпускного, а обучение потихоньку подменяется видеоуроками, самостоятельным чтением учебников и онлайн тестами, то может и прав Тепляков?
Я против получения детьми аттестатов и поступления в вуз в 9 лет. Но, если перспектива сегодняшней школы - это бесконечное сидение перед монитором, в результате чего зрение портится, а знаний больше не становится, то может 11 лет такой школы - это действительно слишком много?
Может имеет смысл в таком случае девяти-десятикласснику «базово закрыть» один-два класса обучения? В СССР, кстати, десять лет в школе учились, а не одиннадцать. Ведь, к примеру, на платформе Фоксфорд программа девятого класса по физике рассчитана всего на двадцать пять занятий. Заманчиво. Правда грустно.
Мне кажется, это и станет новой политикой современного образования. Вот и широко рекламируемый сейчас Сберкласс (школа будущего?) обещает ученикам " свободу в выборе образовательной траектории и способа её освоения". Каждый может идти в своём темпе. Как Тепляковы или поспокойнее. К чему это приведёт, мы, вероятно, увидим через пару-тройку лет.
Спасибо за то, что дочитали статью! Буду благодарна за лайк и подписку на мой канал.