Продолжая размышления о психотерапии, который я начала после общения со студенткой психотерапевтического факультета, хочу коснуться больной темы: вскрытия проблемных слоёв психики клиента врачом.
Да, каждый специалист будет горд, если ему удастся докопаться до истины и найти рычаг воздействия на своего клиента (пациента), который поможет решить его проблему – «закрыть гештальт» это называется. Думаю, сегодня практически все слышали подобную фразу.
Вопрос
Так вот, в чём суть вопроса:
сможет ли посторонний человек вскрыть эти самые потаённые пласты, если он видит клиента в первый раз на сеансе?
Сумеет ли проникнуть в подсознание человека, расположить его к себе так, чтобы он искренне отвечал на заданные вопросы, не скрывая важного и не преувеличивая мелкое?
Ведь очень часто человек, которого тестируют, хочет выглядеть лучше, чем он есть, и интуитивно выбирает те ответы, которые являются социально одобряемыми. Есть и такие, которые, напротив, считают, что раз они пришли за платной помощью, то сейчас выдадут на-гора ВСЕ некрасивые черты своей личности, даже придуманные, вплоть до тех, которые им вообще не свойственны.
Конечно, в грамотно составленных тестах есть вопросы-ловушки, позволяющие выявить таких маленьких обманщиков. Но из-за недостоверных ответов невозможно отыскать суть проблемы. И это уже не вина психотерапевта. Ведь даже при самых доверительных отношениях человек может продолжать на автомате лгать. Он просто к этому привык, он иначе не может – это удобная маска, за которой он прятался годами, а то и десятилетиями.
Ответ
Для того чтобы человек раскрылся перед психологом или психотерапевтом, он, безусловно должен ему доверять.
Возможно ли заручиться доверием незнакомого человека на первом же сеансе?
Да, но далеко не всегда. Такое возможно только в случае, когда клиент ХОЧЕТ доверять своему доктору.
К слову сказать, доверие незнакомцу – это один из механизмов защиты. Об этом была отдельная статья вчера.
Если клиент уверен, что доктор не воспользуется знаниями против него и не станет рассказывать всем подряд о том, что услышал, тогда он, возможно, сумеет быть предельно откровенен с ним. Так, как бывает откровенен с попутчиком в поезде не в меру болтливый пассажир.
Если же у человека нет твёрдой уверенности, что его история никогда не покинет стен кабинета, то и раскрываться он спешить не будет.
Это система защиты психики, она работает на подсознательном уровне и контролировать её тяжело. Но она работает – факт.
По этой причине психотерапевту не всегда легко проникнуть в подсознание клиента, и он предпочитает отрабатывать с ним все имеющиеся в арсенале схемы, заточенные под:
- комплекс неполноценности,
- травму контроля,
- травму униженности,
- психологию жертвы,
- потерю близкого и т.д.
Вопрос, сумеет ли специалист найти нужный путь, а человек согласится ли идти в этом направлении (ведь ему больно!), в каждом конкретном случае остаётся без ответа…
А вы как думаете, должен ли психотерапевт стать для клиента другом, сватом и братом? Принимать звонки в любое время суток и мчаться по первому требования решать его проблемы? Или это уже эксплуатации (хоть и за деньги) ресурсов другой личности – тоже своего рода самоутверждение…
Интересно мнение людей не и профессии, конечно)
Спасибо. что прочли,
магистр, акмеолог. писатель Р.А. Аньярская