Я не люблю сравнения Москвы и Петербурга, однако у них есть кое-что общее – традиция доходных домов, построенных преимущественно во второй половине XIX века. До революции доходные дома были примерно тем же, что для нас сегодня – съемные квартиры: один из самых популярных видов жилья в столице. Как и сейчас, людей в Москву и Петербург приезжало много, и всем надо было где-то жить. И, как сейчас, сдача жилья внаём была гарантией благосостояния владельца: любой бизнес может рухнуть, но столичная недвижимость – всегда в цене.
Однако владельцы не забывали об эстетике. Отличить доходный дом от других довольно просто:
- Красиво декорирован только главный фасад, выходящий на улицу. Внутри дом разделен на типовые квартиры без лишнего декора.
- Двор-колодец: надо рационально использовать каждый метр принадлежащего застройщику участка земли!
- Помещения под лавки и конторы на первом этаже.
Фасады и вправду оформляли эффектно, так что теперь некоторые московские доходные дома считаются памятниками архитектуры. Вот, например, 7 самых запоминающихся (на мой вкус!).
- ДОХОДНЫЙ ДОМ СТУЛОВЫХ (Малый Знаменский пер., 8 стр.1). Построенный в 1913-1914 годах по заказу братьев Петра и Николая Стуловых, дом внешне мало чем отличается от зданий московского модерна того же периода, однако внутреннее его убранство во многом отражает увлечения и склонности заказчиков. Торговавшие «русским платьем» братья были неравнодушны к мировой истории. Поэтому первый этаж, украшенный художником Игнатием Нивинским, навевает ассоциации с древнеегипетскими сюжетами, а последний - напоминает готические своды, равно как и оформление лестничных пролетов. Там чередуются барельфы с античными и средневековыми рыцарскими сюжетами. Сейчас здание принадлежит ГМИИ имени А.С. Пушкина. После масштабной реставрации, начатой в 2015 году, планируется разместить там некоторые фонды музея.
- ДОХОДНЫЙ ДОМ ПЕРЦОВА (Курсовой пер., 1). Яркий красный теремок, дом-сказка – так называют здание, построенное в 1905 году. Тому есть простое объяснение: по заказу Петра Перцова над проектом дома работал архитектор Сергей Малютин, известный как автор русской матрешки (именно он впервые расписал деревянную куклу). Вот и домик получился, как будто срисованный из русских народных сказок. Впрочем, много в доме и европейского – например, майоликовые панно на фасаде. Достаточно майолики и внутри здания ― в виде печных изразцов. Лестницы дома украшены необычной резьбой, а спальни декорированы нишами ― впечатляющая роскошь для дома, где квартиры готовились «под сдачу». Хотя часто посещали его и люди творчества: в 1908-1910 годах в подвале перцовского дома размешалось знаменитое кабаре «Летучая мышь», где пробовали себя в необычных ролях такие герои своего времени, как Ольга Книппер-Чехова, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса. Хорошо разглядеть теремок можно с моста, ведущего от Храма Христа Спасителя к модному лофту на месте бывшего "Красного октября".
3. ДОХОДНЫЙ ДОМ ТАНЕЕВА (Большая Татарская ул., 20 стр.1). Одна из самых знаменитых лестниц Москвы, напоминающая шедевры испанского гения Гауди, спрятана в непримечательном на вид доме в Замоскворечье. Он включен в реестр объектов культурного наследия, но еще пару лет назад оттуда даже не выехали жильцы ― те самые, кто занимал коммуналку, возникшую на месте доходного дома, построенного в 1910 году. Внешне он лаконичен, но, по словам экспертов, особого внимания достойно внутреннее убранство: сохранились чугунный световой люк, служащий для освещения подвала, метлахская плитка на полу, свод парадного вестибюля, украшенный лепными тягами и винтовая лестница, соединяющая четвертый этаж с чердаком.
4. ДОХОДНЫЙ ДОМ ПЕРЛОВА (Мясницкая, 19). Знаменитая китайская шкатулка на Мясницкой улице знакома всем москвичам, а особенно ― тем, кто неравнодушен к хорошему чаю или кофе. Купец-чаеторговец Перлов построил свой необычный дом на Мясницкой к приезду китайской делегации на коронацию Николая Второго в 1896 году ― там жестом вежливости от рассчитывал получить от китайского посланника выгодный договор на поставку чая. Несмотря на старания архитектора Карла Гиппиуса, достичь цели не удалось. Зато дом с непривычными для московского пейзажа лепными драконами и змейками и двуступенчатой раскарашенной пагодой во внешней отделке сразу же прославился на всю столицу. А вот элементы внутреннего убранства – вазы, скульптуры, мебель и китайский ковер – Перлов заказал непосредственно в Китае. Впрочем, только для себя ― на верхних этажах, где квартиры сдавали внаем, такой роскоши не были. Сейчас на первом этаже дома по-прежнему находится чайная лавка.
5. ДОМ «РОССИЯ» (Сретенский бульвар, 6). Самым красивым домом страны до революции считался доходный дом страхового общества «Россия», расположенный на Сретенском бульваре. Точнее, целый жилой комплекс из двух шестиэтажных корпусов, напоминающих средневековый замок. Здание украшено башенками, часами, фигурами животными и панно и майолики на фасаде и кованой чугунной решеткой. Жилой комплекс был построен в 1902 году архитектором Николаем Проскуриным и открыл для арендаторов целых 148 квартир ― солидное количество для Москвы начала 20 века. Сдавались они достойным людям, артистам и художникам – тем, кто хотел обеспечить себя квартирой площадью 200-400 метров (больше, чем современный бизнес-класс!). Кстати, дом на Сретенском не зависел от коммунальных служб города, имел собственную электростанцию, котельную, свое тепло- и водоснабжение из артезианской скважины. Однако сейчас романтики осталось мало ― здание отдано под многочисленные офисы.
6. ДОХОДНЫЙ ДОМ СМИРНОВА (Пятницкая, 65). О строгом, как будто вырубленном из камня доме на Пятницкой улице шутят, что архитектор, мол, погнался за формой, проигнорировав содержание. Построенное в 1910 году архитектором Гончаровым зданием выглядит несколько чужеродно в уютном малоэтажном Замоскворечье. Мрачный серый фасад и большой орел над входом навевают мысли об эстетике готического стиля – правда, эту готику московские критики называли неуклюжей. Сейчас здание отдано под офисные помещения.
7. ДОХОДНЫЙ ДОМ РЕККА (Пречистенка, 13). Стоящий на углу Пречистенки и Лопухинского переулка дом Якова Рекка завоевал популярность не из-за выдающихся архитектурных особенностей, а из-за витающих вокруг здания легенд. Поспособствовал тому Михаил Булгаков: в его творчестве доходный дом Рекка упоминается даже дважды. С расположенной здесь квартиры Фаберже (не ювелира, а его родственника) писатель срисовал образ «нехорошей квартиры»: здесь была и люстра, на которой качался Бегемот, и камин с чугунной решеткой. Сюда же Булгаков поселил гораздо более мирного своего героя профессора Преображенского – хотя его место прописки зовется «Калабуховским домом», интерьер вестибюлей писатель позаимствовал у дома Рекка. Тем более, что здание того стоит – здесь выделяется полукруглый эркер с башенкой с часами, барельефами и скульптурами, фасады украшены гирляндами и скульптурами орлов, а внутри подъезда сохранилась мраморная парадная лестница. В 1910 году, когда дом был построен, архитектор Густав Гельрих удачно совместил в нем все, что было модно в Москве в начале века.
Что ж, наверное, арендовать жильё в доме с шикарной лестницей на Пятницкой улице в 15 минутах ходьбы от Кремля покорителям Москвы 100-150 лет назад было куда приятнее, чем нашим современникам – убитую квартирку где-нибудь в девятиэтажке в Медведках... Но, с другой стороны, город меняется, и рабочие окраины в Москве образца 1910 года были совершенно иными... и транспорт развит по-другому...
Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также:
- Личное мнение: нужны ли (и интересны ли!) экскурсии по спальным районам Москвы