Музыкальные жанры предоставляют нам незаменимый инструмент для улучшения нашего восприятия музыки. При конструктивном использовании жанры могут существенно улучшить наше понимание музыки, повысить узнаваемость художников-новаторов и, что, возможно, наиболее важно, улучшить удовольствие от музыки на личном уровне.
Это может показаться удивительным, и вам определенно не нужно далеко ходить, чтобы найти слушателей музыки, художников и даже некоторых журналистов, выступающих против использования классификации музыки по жанрам. По мнению многих, использование жанров является ненужным, элитарным или даже невежественным, и оно может ограничивать творчество артистов и уменьшать удовольствие от прослушивания.
В зависимости от того, кто применяет термины и как они их используют, действительно, жанры потенциально могут быть некоторыми из этих вещей, и примеры неправильного использования легко найти. Однако ничто из этого не умаляет их потенциальных преимуществ.
Музыкальные жанры важны, потому что они являются одним из немногих и наиболее ценных инструментов, имеющихся в нашем распоряжении для понимания и обсуждения творений художников. При гибком и описательном использовании, а не в качестве средства жесткого разделения, эти классификации могут существенно улучшить наше понимание, узнавание и удовольствие от музыки, которую мы слышим.
1. Понимание формы искусства
Человеческая природа - пытаться разобраться в нашем мире и нашем опыте в нем. На самом фундаментальном уровне это причина классификации музыки: это способ понять то, что мы слышим, и описать это другим.
Доступная и актуальная параллель этому процессу - систематика животных.
Биологи стремятся определить отношения между всеми существами на Земле и поместить их в относительные категории. Важно отметить, что этот процесс классификации животных несовершенен и в конечном итоге субъективен, что означает отсутствие жестких ограничений или границ.
Например, до начала 1900-х кроликов относили к грызунам (отряд Rodentia). По мере того, как собиралось больше информации о животных и их ближайших родственниках, биологи изменили свое восприятие и переместили кроликов в небольшой особый таксономический отряд Lagomorpha, где они остаются сегодня вместе с зайцами и пищухами.
Классификация музыки работает точно так же. Оцениваются индивидуальные характеристики песен и альбомов и они распределяются по категориям на основе наиболее тесно связанных творений.
Это означает, что жанры определяются плотностью или редкостью общих черт: плотные скопления схожих произведений составляют основу музыкального стиля, а относительные пробелы в творческих подходах образуют границы.
Кролик также иллюстрирует важный аспект музыкальной систематики: классификации меняются с течением времени по мере накопления большего количества знаний о тесно связанных творениях, особенно когда артисты вносят свой вклад в новые музыкальные стили. Таким образом, жанры имеют тенденцию быть свободными и гибкими, когда они являются новыми, и становятся все более устойчивыми, поскольку в них и вокруг них создаются сотни и тысячи подобных творений.
Жанровые термины всегда являются приблизительными и всегда относительными, то есть не существует «правильных» или окончательных категорий.
Однако, как и в случае с животными, среди музыкальных произведений есть серая зона, которая вызывает размытие границ и наложение категорий. Это, безусловно, верно при широком рассмотрении жанров, хотя это также может быть актуально в рамках дискографии одного исполнителя или даже одного альбома. По этой причине жанровые термины всегда являются приблизительными и всегда относительными, что означает отсутствие «правильных» или окончательных категорий.
Кроме того, несколько творений можно правильно классифицировать с помощью одного ярлыка, и в интересах ясности совершенно естественно описывать песню или альбом, используя несколько названий жанров, прилагательных и смешанных слов, таких как традиционный хэви-метал и т. д. или расслабляющий синтвейв.
Эта гибкость также присутствует в систематике животных, поскольку биологи используют неформальные термины, такие как "настоящие лисы", когда проводят различия между животными.
Это распространенное заблуждение - как среди сторонников, так и среди противников - думать о музыкальных жанрах как о жесткой системе жестких границ.
На их фундаментальном уровне названия жанров являются рефлексивным средством описания и понимания, которое позволяет нам легче воспринимать отношения между художниками и их творениями. В свою очередь, это помогает нам находить музыку, которая нам особенно понравится, давать рекомендации другим и более детально обсуждать наших любимых исполнителей.
2. Признание творческих инноваций
В мире есть опасения, что музыкальная классификация ограничивает свободу творчества. Люди представляют себе это как насадку новой музыки в старые коробки или, что еще хуже, выталкивание творений из этих коробок за то, что они не соответствуют устоявшемуся звуку. С точки зрения артиста, это беспокойство понятно, поскольку недовольные фанаты имеют тенденцию выражать свое отвращение к новой музыке, сравнивая жанры.
Однако при гибком использовании названия жанров на самом деле позволяют нам узнавать и поддерживать новаторских авторов, а также дают этим артистам маркетинговый инструмент, который помогает им привлечь заинтересованных слушателей.
Незаинтересованные слушатели абсолютно мешают артистам добиться успеха, но жанровых границ никогда не бывает.
Верно, что артисты, бросающие вызов жанрам, сталкиваются с множеством препятствий в своей карьере, включая тенденцию некоторых слушателей отдавать предпочтение знакомым звукам, а также журналистам и плейлистам, которые боятся потерять свою аудиторию из-за расходящейся музыки. Но конкретный язык, на котором слушатели описывают музыку, - это лишь побочный продукт того препятствия, которое эти создатели должны преодолеть.
Например, группа, стремящаяся развиваться за пределами области трэш-метала, не имеет причин беспокоиться о людях, заявляющих, что «они больше не трэш-группа». Дело не в названии жанра, а просто в том, как люди сообщают о том, что им больше не нравится музыка.
Настоящая забота артистов - найти новых благодарных слушателей, а не людей с более широкими представлениями о жанрах.
Стоит помнить, что все популярные жанры и поджанры музыки сегодня существуют по форме и по названию, потому что артисты отошли от устоявшихся идей. Фактически, изучение популярной музыки за последнее столетие показывает, что самые успешные артисты всегда являются первооткрывателями новых идей. Другие позже заимствовали эти идеи для своей собственной музыки, и в конечном итоге звуки превратились в узнаваемые жанры, но самые громкие имена в любом жанре - это те, кто были там первыми.
Незаинтересованные слушатели абсолютно не позволяют артистам добиться успеха, но жанровых границ никогда не бывает.
На самом деле, если мы хотим избежать обобщений и ограничений творческих амбиций, музыкальные журналисты, фанаты и артисты должны не только использовать жанровые лейблы, но и постоянно адаптировать эти лейблы, чтобы идти в ногу с музыкальными инновациями. По крайней мере, мы должны оставаться открытыми для новых терминов и людей, желающих их создать.
Значимые и релевантные жанровые термины имеют тенденцию сохраняться, в то время как несерьезные забываются, поэтому создание новых лейблов - это исследовательский процесс, не имеющий серьезных долгосрочных недостатков.
Объединение всех артистов под одними и теми же чрезмерно широкими и двусмысленными терминами, такими как "рок" или "электронная музыка", игнорирует идентифицирующие элементы, которые делают их творения особенными. Это эффективно снижает узнаваемость новых идей, скрывает музыку от заинтересованных слушателей и делает то, чего недоброжелатели жанра пытаются избежать: без надобности помещает новую музыку в коробки с бессмысленными ярлыками.
Нельзя отрицать, что использование тегов жанра может доходить до абсурда, хотя тот факт, что система иногда применяется чрезмерно, не отменяет ценности усилий. Значимые и релевантные жанровые термины имеют тенденцию сохраняться, в то время как несерьезные забываются, поэтому создание новых лейблов - это исследовательский процесс, не имеющий серьезных долгосрочных недостатков.
При использовании конструктивным, дальновидным образом, категоризация музыки включает в себя инновации и признает, когда артисты создали что-то уникальное и влиятельное. Это позволяет нам легче находить музыку, которая соответствует нашим конкретным вкусам, и помогает артистам продвигать свою музыку таким образом, чтобы они отличались от тех, кто приходил к нам раньше.
3. Удовольствие от прослушивания
Хотя ясность и признание, полученные в результате классификации жанров, могут быть особенно ценными для музыкальных журналистов, артистов и отделов A&R, главной причиной классификации музыки на личном уровне является получение большего удовольствия от прослушивания.
Выявление конкретных художественных предпочтений в песне и их связь с соответствующими произведениями формирует широкое и глубокое понимание музыки в рамках определенного стиля. В свою очередь, это упрощает распознавание нововведений, влияний и уровня навыков конкретного художника. Отсутствие этих связей оставляет каждую песню и альбом в концептуальном вакууме, лишенном контекста, и становится значительно труднее оценить тонкости музыки.
Артисты постоянно испытывают влияние музыки, которую слушают. Их песни не создаются на пустом месте, и мы, конечно, не должны их так слушать.
Это кажется очевидным, но внимательное прослушивание большого количества песен одного жанра и рассмотрение их сильных и слабых сторон по отношению друг к другу - лучший способ улучшить понимание музыки. Это верно для всего в жизни, но тех, кто занимается этим ради музыки, любопытно критикуют за это и обвиняют в том, что они не получают удовольствия от жизни.
Например, никто не стал бы обвинять сомелье в том, что он не наслаждается своим вином, а цицерон - своим пивом.
Внимательное прослушивание большого количества песен в одном жанре и рассмотрение их сильных и слабых сторон по отношению друг к другу - лучший способ научиться ценить музыку.
Профессиональный винный управляющий продегустировал сотни, даже тысячи вин и может выявить конкретные различия и сходства между ними, распределив их по относительным категориям и обсудив отношения между ними. Сомелье передает эту информацию другим, чтобы помочь им выбрать вино, которое им особенно понравится.
Другими словами, работа сомелье состоит в том, чтобы получать удовольствие от вина, и ему за это хорошо платят. Было бы абсурдно обесценивать его расспросы о сходствах и различиях между винами, которые он пробует.
Точно так же названия жанров, как важный инструмент в описании взаимоотношений между музыкой, являются незаменимым компонентом опыта прослушивания. Они являются средством получения большего личного удовольствия и обмена соответствующей музыкой с другими.
Языки - несовершенны
Язык - это изначально ограниченная перспектива; это надуманная попытка описать человеческий опыт, и ей часто не удается уловить более тонкие точки существования. Однако это не общий аргумент против использования языка в целом, и лишь немногие, за исключением монахов, будут его рассматривать.
Признание того, что жизнь неописуема, не означает, что язык бессмысленен.
Мы используем язык, чтобы наилучшим образом делиться своим восприятием мира. Это правда, что жанровые термины, как аспект языка, представляют собой ограниченный способ описания музыки, но это не аргумент против их использования, поскольку они являются одним из немногих и лучших инструментов, имеющихся в нашем распоряжении.
Музыкальные жанры важны, потому что они являются основным средством понимания и обсуждения музыки как вида искусства. Когда все сделано эффективно, путем адаптации терминов в ответ на новые идеи и проведения гибких сравнений между творениями, процесс классификации значительно улучшает наше понимание, узнавание и удовольствие от музыки, которую мы слышим.