Найти тему
СССР. Телехроника.

Ноябрь в 1989 году. Что делать с «перестроечными» школьниками

Школьники должны любить труд, а не уроки, на которых ему учат. Тогда и человеком ребенок станет, и родной стране пользу принести сможет. В этом уверен Владимир Викулов – учитель трудового и профессионального обучения средней школы с. Долинное Бахчисарайского района.

Вокруг темы работы в его картине мира вращается все. Если с кого и брать пример, считает Владимир Васильевич, то с пролетариев и крестьян, если и воспитывать детей, то с ранних лет приучая к творчеству и созиданию, если кого и считать патриотом, то уж точно того, кто не говорит, а что-то делает. Ну а школа, наравне с семьей, должна привить будущему гражданину эти навыки, и развивать их в учащихся следует осторожно. Чтобы словом, настроением или нечаянным поступком не вызвать у мальчиков или девочек отвращение к предмету, к школе, к труду, толкнув их в объятия праздного образа жизни и бесконечных развлечений, на которых ни уехать далеко нельзя, ни счастья построить. Поэтому главное, что должен помнить педагог – это то, что к детям нужно относиться с добротой, ведь именно она в дни больших перемен является самым главным дефицитом, и те, для кого проблемы взрослых не стоят выеденного гроша, это знают очень хорошо. И потому так ценят в учителях способность выйти за рамки их профессии и, например, пошутить. Ведь выглядеть серьезно это еще не значит быть умным, и здесь Владимиру Васильевичу явно повезло: на его занятиях всегда есть место и смеху, и доверительному разговору. Поскольку лишь на уроках труда вместе со школьниками рукава приходится засучить и педагогу, а в такой атмосфере работа всегда – и результат дает высокий, и удовольствие доставляет.

Но с каждым годом ребята меняются, и новое поколение школьников все меньше напоминает предыдущее. Проблема в том, уверен Владимир Васильевич, что «перестройка» дала детям слишком много прав, а обязанностей не прибавила никаких. От тех же, что были раньше, почти полностью их освободила. В итоге получилось, что в отличие от своих сверстников, которые жили в «послевоенную» эпоху, в периоды «оттепели» и «застоя», учащиеся образца 30-летней давности и сыты, и обуты, и одеты. То есть имеют всё, о чем мальчишки и девчонки в 40-е, 50-е и 60-е годы лишь мечтали. Но ведь, получив заветное, те ставили новые цели и шли уже к ним. А нынешняя молодежь, по словам Владимира Васильевича, лишь тем и занимается, что выясняет, у кого магнитофон дороже и кто круче одет. Педагога такие наблюдения расстраивают. Ведь люди вырастают из детства, и если ранние годы человека наполнены мелочами, которые ничего в этой жизни не значат – что ждет впереди и это поколение, и всю страну?

Очень многих проблем можно было бы избежать, если бы детей с детства приучали к труду. О каторжной нагрузке речи быть не может, уверен Владимир Васильевич. Но какой родитель запретил бы своему чаду заниматься делом, если то доставляет радость? Взять хотя бы самого педагога. Работать он начал с 11 лет, но опять же – в свое удовольствие: до обеда накачивая из колодца 200 кубов воды и развозя ее по селу. Вроде бы и труд, но вместе с тем и приключение. Но разве многие воспитывают своих детей так? А потом удивляются люди, что в селе молодежь не хочет жить. Ведь если бы ей показали, что радость от физического труда не сравнима с мнимым удовольствием от развлечений, народ бы оставался. А в итоге получается: покидают село Долинное все больше и больше людей, но многие из них все равно возвращаются назад, причем уже не одни, а со вторыми половинами или даже с детьми. Потому что корни есть корни. И дома все равно лучше, чем в гостях.

Но ведь опять же: любовь к отчему дому, родной земле, к малой, да и к большой Родине нужно воспитывать. Ведь нельзя, например, хорошо относиться к человеку, которого не знаешь. Тоже самое касается и края, где ты родился. Как любить его, если о нем ничего известно? А историю, жалуется Владимир Васильевич, сейчас все больше переписывают – так что и ребят понять можно, которые в учебниках читают одно, по телевизору слышат другое, а на уроках и вовсе третье. Тут в какой угодно голове каша появится, а в детской так уж тем более. Потому-то и нужно заниматься ребятами: выезжать с ними в места, которые связаны с прошлым, где оно оставило свой след, где изменило судьбы людей и определило сегодняшний день. Только так поколение «next» сможет воочию увидеть, что земля под нашими ногами не просто пригодна для хорошей жизни – она достойна того, чтобы о ней заботились и ее защищали: бережным отношением к памяти и праведным трудом.

Таким ноябрь 1989 года запомнился работникам крымского телевидения. А каким было наше прошлое в действительности, решать только вам!