Есть 5 основных функций моторного масла:
✔ Снижение трения;
✔ Защита от износа деталей двигателя;
✔ Охлаждение пары трения и деталей двигателя;
✔ Поддержание чистоты деталей двигателя;
✔ Обеспечение уплотнения зазоров цилиндро-поршневой группы.
Однако, несмотря на общую миссию, масла отличаются друг от друга по характеристикам и свойствам. Это зависит от наличия пакета различных присадок и определённых основ (базового масла в составе), что подразделяет масла на три вида: минеральные, синтетические и полусинтетические.
Минеральное моторное масло.
Основа для такого вида получают из мазута (остаток атмосферной переработки нефти). Такое базовое масло обладает низкой стойкостью против окисления и высокой склонностью к испарению. Более того, оно неустойчиво к низкотемпературным условиям. Чтобы компенсировать эти недостатки, используется специальный пакет присадок, однако в полной мере их компенсировать не удаётся. Зато минеральное моторное масло стоит относительно недорого, но в то же время необходима его частая замена. Обычно его используют для автомобилей старых годов выпуска, которые не требуют сверхвысоких эксплуатационных свойств от моторного масла. Всё зависит от условий эксплуатации автотранспорта, срока жизни ДВС и требований автопроизводителя.
Синтетическое моторное масло.
Основу для такого вида масла получают путём химического синтеза. Такие базовые масла обладают низкой испаряемостью, превосходными термоокислительными свойствами и моментальной подачей масла в пары трения даже при низких температурах пуска двигателя. Плюс к этому, используются особые пакеты присадок, которые повышают эксплуатационные характеристики масла. В итоге синтетическое масло становится отличным выбором для автомобилей, используемых в тяжёлых условиях, а также оно не требует частой замены. А специальные синтетические масла могут обеспечить некоторую экономию топлива. Кроме того, для большинства современных автомобилей в рекомендациях указаны специальные допуски, которые имеются только у синтетических масел.
Полусинтетические масла.
Такие масла производятся методом смешивания минеральных и синтетических основ. Однако чётких требований в пропорциях нет, это зависит от производителя. В итоге получается что-то вроде «среднего варианта». Причём полусинтетические масла не рекомендовано к использованию при очень низких температурах, потому что натуральная основа не обладает должными низкотемпературными свойствами. Тем не менее, полусинтетические масла по показателям лучше минеральных.