Я любитель и не занимаюсь фотографией профессионально. Фотоаппарат для меня не является инструментом для зарабатывания денег. Поэтому, я могу спокойно продолжать работать со старой фототехникой, ведь новые модели не предлагают мне, как любителю, ничего принципиально нового, а в плане дизайна - удобства корпусов, обилия физических кнопок и переключателей - старые фотоаппараты могут предоставить даже больше комфорта при использовании. И всё это - за очень небольшую плату.
Если вы любитель и у вас есть объективы на систему Sony/Minolta А, возможно, вместо покупки очередной «продвинутой» тушки, стоит присмотреться к Konica Minolta Dynax 7D (далее - Dynax 7D, D7D), стоимость которой на российском вторичном рынке, например, начинается от 4000 рублей.
Постараюсь дать вам самое подробное описание первой цифровой зеркальной камеры Konica Minolta. Далее вам решать: подходит вам камера для любительской съёмки или нет.
Фотографии D7D выполнены ретрокамерой Panasonic Lumix DMC-FZ3. Беспроблемная макросъемка и отличные цвета. Снимки не подвергались обрезке. Мне нравится снимать Panasonic FZ3 ;)
Выход на рынок
Опытная версия Konica Minolta Dynax 7D была представлена 12 февраля 2004 года на выставке фотооборудования PMA. 15 сентября 2004 года, незадолго до выставки Photokina, компания опубликовала полные спецификации фотокамеры и официальный пресс-релиз. Dynax 7D была нацелена на верхний сегмент рынка цифровых зеркальных фотокамер, на энтузиастов цифровой фотографии (любителей, готовых идти на дополнительные затраты) и на профессионалов. Тушку отдавали за 1600 долларов.
Dynax 7D одновременно сосуществовала на рынке с такими фотокамерами, как Canon EOS 20D, Fujifilm S3 Pro, Olympus E-1 и Nikon D70. Цена в 1600$ была достаточно смелой и освежающей, т.к. Canon EOS 20D уже был в продаже по цене на 100 долларов дешевле (!). При этом 20D был изготовлен в цельномагниевом корпусе, оснащен CMOS-матрицей на 8Мп (на 2Мп больше), мог обеспечить выдержку в 1/8000 секунды (против самой короткой 1/4000 секунды у D7D), снимал 5 кадров в секунду (против 3 кадров в секунду) и включался практически мгновенно. Nikon D70 был попроще, но мог предложить почти всё то же самое, а главное - стоил на целых 600$ меньше.
Если в 2004 году вы начинали с нуля - у вас было из чего выбирать. Но если вы уже владели парком объективов Minolta A и ждали цифровую тушку - выбора у вас не было ;)
Вместе с фотоаппаратом были представлены новые модели объективов - Konica Minolta AF 17-35 мм F2.8-F4.0 (D) и Konica Minolta AF 28-75 мм F2.8 (D) - по цене в 500$ и 400$ соответственно.
Сегодня D7D поддерживает все объективы Sony, как отверточные, так и с обыкновенными встроенными моторами. Сложности могут возникнуть лишь с самыми современными объективами с ультразвуковыми моторами.
В моём случае оба китовых объектива (SAL18552 и SAL55200-2) работают как умеют. Что касается светосильного SAL50F18, то с ним у меня давно начались проблемы (уже на предыдущих камерах). Так что на D7D использую его чаще в режиме ручной фокусировки.
Объективы Minolta серий MD и МС использовать напрямую нельзя. В природе есть адаптер, но фокусировки на бесконечность не будет - только макросъемка.
Что касается советских объективов, то пока я не имею опыта работы с ними на D7D. Если у вас есть подобный опыт - пишите в комментариях.
Шесть мегапикселей
D7D - фотокамера с 6Мп на борту. Но для фотографа-любителя это не принципиально.
Возможно, у вас дома нет высококачественного монитора, который мог бы отобразить все 6 миллионов пикселей сразу. Посмотрим Яндекс-Маркет. Монитор с соотношением сторон 16:9 доступен в выборе с оптимальным разрешением 3840х2160 пикселей (8Мп). Лучше искать матовое покрытие экрана и не должна пострадать цветопередача - ведь это особенно важно при просмотре фотографий. А значит - малыми суммами здесь уже не обойтись.
Интересно: в июне 2021 года был представлен монитор Sharp с разрешением 7680 х 4360 пикселей - около 33Мп. С таким монитором можно и камеру обновлять ;) Если же у вас нет подобных мониторов - 6Мп не станут для вас проблемой.
Итак, для фотографа-любителя многопиксельность может быть полезна, если вы любите агрессивно кадрировать изображение после съёмки; или, если вы увлекаетесь съёмкой на расстоянии (возможность цифрового зума).
6Мп менее требовательны к разрешающей способности объективов. Это "жирный" пиксель - значит можно раскрыть потенциал имеющихся объективов полностью.
Общие замечания
Первое, что хочется отметить в плане дизайна фотокамеры D7D - правильное размещение креплений для ремня (камера с объективом не стремится завалиться вниз при ношении) и наличие небольшого упора в передней части по оптической оси объектива (камера с объективом устойчива на плоских поверхностях).
Камера тяжелая. Тушка с аккумулятором, ремнём и картой памяти весит 910 грамм. С объективом SAL55200-2 - 1260 грамм. А если с собой взять все три объектива и дополнительный аккумулятор - будет 1790 грамм. Стоит рекомендовать использовать кистевой ремень для её ношения.
Обратим внимание на выключатель D7D. Мне не нравится, как он расположен - слева от видоискателя. Это означает, что одной правой рукой включить камеру не удастся. Правильные выключатели на зеркалке Canon Kiss Digital, Olympus E-20 и почти на всех компактных камерах - под большой палец правой руки. Так и нужно делать всегда. Конечно, можно один раз включить камеру и уже не выключать весь съёмочный день. Если аккумулятор ёмкий, а энергосбережение настроено правильно - почему бы и нет. Но факт остаётся фактом - выключатель D7D не на своём месте.
Очень жаль, что на фотоаппарате банально не хватило места для монохромного ЖК-дисплея. Впрочем, все основные параметры на переключателях и нужно просто внимательно осмотреть корпус ;) Однако, будучи собранными на небольшом дисплее, параметры съёмки стали бы более читаемыми. В данном случае число и распределение элементов управления по корпусу отрицательно сказывается на скорости их считывания. Конечно, есть большой цветной матовый монитор, но это дополнительные траты энергии, он слепит глаза и отвлекает от съёмки.
Использовать цветной монитор для отображения параметров съёмки - непрофессионально.
Konica Minolta Dynax 7D использует свой собственный и очень специфический разъём для внешних вспышек, за что в сторону компании пошлём луч гнева. Вам не дают никакого шанса использовать вспышку с центральным контактом, пусть и в ручном режиме. Нужен переходник. Правда, есть синхроконтакт под резиновой заглушкой справа.
Фотоаппарат использует уже ставшие историей, но и по сей день широко распространённые карты CF. Слот для карты памяти скрыт за дверцей без защелки. Подобные дверцы - фирменная фишка Konica Minolta. Кажется, что её легко случайно зацепить, открыть и даже-сломать. На том же E20 дверца отсека с картами памяти на защелке с фиксатором - это более правильное и профессиональное решение.
Камера использует аккумуляторы NP-400 (зарядное устройство BC-400). На холоде аккумуляторы быстро теряют в емкости. Не скаж у точно, насколько хватает, т.к. достались они мне в полусдохшем состоянии. Согласно инструкции, свежей батареи должно хватить на 400 снимков.
Кстати, батарея NP-400 подходит и к другим ретрокамерам: Konica Minolta DiMAGE A2, Konica Minolta Dynax 5D, Pentax K10D, Pentax K20D, Samsung GX-10, Samsung GX-20, Sigma SD1, Sigma SD15, Sigma SD14.
Батарейку часов можно заменить только в сервисном центре. Это плохо. На том же Canon Kiss Digital батарейку-таблетку без труда можно заменить самостоятельно. Впрочем, на моем экземпляре батарейка ещё рабочая.
Диафрагма, выдержка, светочувствительность.
Режим cъёмки с приоритетом диафрагмы (А) - мой любимый и основной. Сам диск выбора режимов с блокиратором, что очень правильно. Случайно не переключится. Буквы выполнены рельефно - точно ничего не сотрется. Никаких лишних "пользовательских" режимов. Отличный дизайн диска выбора режимов!
Оба колеса управления регулируют диафрагму. От объектива зависит, какую диафрагму вы можете установить. Камера с относительно крупной матрицей, так что часто диафрагму придётся зажимать сильнее для обеспечения достаточной глубины резкости. В ручном режиме (M) переднее колесо отвечает за диафрагму, заднее -за выдержку. Опять удобно.
Есть кнопка просмотра глубины резкости, нажатие на которую закрывает диафрагму до рабочего положения. Сама кнопка и её расположение показались не очень удобным.
Колесом управления выдержка изменяется в диапазоне от 30 секунд до 1/4000 секунды. Этого хватит для большинства ситуаций. В ручном режиме вы можете поставить длительную выдержку (BULB). Для этого в камере есть разъем для тросика (слева в нижней части фотоаппарата).
Колеса управления более надёжные, чем в последующих фотоаппаратах Sony. Дольше работают на отказ.
Чаще всего я использую 14-сегментный сотовый экспозамер. При съемке против солнца я выбираю точечный замер экспозиции.
К иконкам на корпусе у меня традиционные вопросы. Если даны пустые скобки, мне кажется логичным представлять, что замер идёт по всей площади кадра. Но нет! Это центровзвешенный экспозамер. Теперь берём иконку - скобки с центральной точкой. Центровзвешенный? Нет - 14-сегментный сотовый экспозамер по всему кадру. Мне кажется, стоило поменять значение иконок. И вообще - стандартизировать эти обозначения для всех ключевых игроков рынка: Canon, Nikon, Sony.
Для кнопки AEL в разделе 1 меню пользовательских установок, я назначил режим АЕ hold. Мне удобнее, когда блокируется та экспопара, которую я вижу в видоискателе. Иногда экспонометр работает с некоторым торможением, как будто ещё раз пересчитывая сцену уже после нажатия кнопки.
Настройки светочувствительности выбираются через нажатие отдельной кнопки ISO и поворотом управляющего колеса. Варианты светочувствительности: 100, 200, 400, 800, 1600. Автомат камеры выбирает светочувствительность в диапазоне ISO100...400. Этот диапазон и следует считать оптимальным по "шумам". А шумы будут и даже на низких значениях ISO - стоит вам начать вытягивать тени на снимках и вы эти шумы увидите. Матрицы CCD от Sony никогда не отличались малошумностью. В разделе пользовательских установок вы можете включить возможность выбора ISO3200.
Выше кнопки ISO располагается кнопка MSET, которая при съёмке позволяет сохранить текущие параметры в одну из трёх пользовательских настроек на диске выбора режимов. Можно научить кнопку вызывать вашу самую любимую страницу меню.
В следующей статье продолжим рассматривать дизайн Dynax 7D: коррекция экспозиции на камере, видоискатель, система фокусировки, режимы протяжки, скорость работы, функция Anti-shake, JPEG и RAW, возможности просмотра, общий вывод.