Найти тему
Otvinta

Капитолийские музеи в Риме - что посмотреть, билеты, цены

Капитолийские музеи (Musei Capitolini) – один из старейших общественных музеев мира, находящийся в Риме на площади Кампидольо (Piazza del Campidoglio) и являющийся частью великолепного архитектурного ансамбля — воплощённого проекта гениального Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni).

В многочисленных залах музея собраны удивительные коллекции скульптур Древнего Рима, начиная с античных времён, а также картины, керамика, мозаика, ювелирные украшения и монеты.

История возникновения музея

Прогрессивная для своего времени идея создания публичного музея принадлежала папе Сиксту IV(Papa Sisto IV), который в 1471 г. решил сделать искусство доступным не только для аристократии, но и для всех граждан Рима.

Для демонстрации первых экспонатов глава Ватикана выбрал из личной коллекции, хранившейся в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), бронзовые античные изваяния, которые символично напоминали о величии Древнего Рима – фрагменты статуи императора Константина I Великого, скульптуру «Мальчик, вынимающий занозу» (Cosiddetto Spinario) и Капитолийскую волчицу (Lupa Capitalino).

Место для обозрения первой небольшой коллекции было выбрано очень символично – на вершине главного из семи холмов Рима – Капитолийского (Monte Capitolin).

Он являлся религиозным центром Вечного города, на котором в древности стоял Храм Юпитера – величайшее святилище римлян, а позже располагались римские государственные архивы (Табуларий) и Республиканский монетный двор. Остатки древних зданий можно увидеть внутри Капитолийских музеев и рядом под открытым небом.

В XII в. особую значимость холму придал возведённый на нём Дворец сенаторов (Palazzo Senatorio), известный ещё как Капитолий, ставший местом заседания римского сената – главного органа управления государством.

Античные скульптуры, переданные в дар городу Сикстом IV, демонстрировались несколько десятилетий прямо под открытым небом, на фасаде и во дворе Палаццо консерваторов (Palazzo dei Conservatori), и только через некоторое время были помещены в его залы.

Пополнение коллекции

Коллекция древних экспонатов, собранная во Дворце консерваторов, быстро разрослась, особенно в первое столетие. Все вновь найденные в Риме древние произведения искусства стекались в Капитолийские музеи, за исключением тех, которые отбирались для Бельведера в Ватикане (Stato della Cittadel Vaticano).

И наоборот, те скульптуры, изображения которых считались слишком смелыми и неподобающими для папского дворца, перевозились в Палаццо консерваторов. Так, Пий V (Pius PP. V), пытаясь очистить Ватикан от изображений «языческих идолов», подарил публичному музею 140 древних статуй, превратив тем самым его в собрание классических скульптур.

К середине XVI в. античная коллекция пополнилась позолоченной бронзовой статуей Геракла, конной скульптурой императора Марка Аврелия, мраморными фрагментами акролита Константина I Великого и некоторыми новыми находками из раскопок в Риме. Из Квиринала для украшения фасада Дворца сенаторов были перенесены две колоссальные статуи -Тибра и Нила.

-2

Для широкого круга публики Капитолийские музеи были открыты в 1734 г. папой Климентом XII (Clemens PP. XII). В это время новая волна культа Античности захватила как светское общество, так и духовное.

Повсюду стали проводится реставрационные работы памятников древности, организовываться раскопки для поиска новых шедевров античности, открываться многочисленные галереи. Демонстрация древних памятников искусства приобрела коммерческий характер – иностранные туристы были готовы платить за их созерцание большие деньги.

Климент XII изменил профиль музея, который до этого был собранием только скульптур, передав в него выкупленную у кардинала Альбани – страстного любителя Античности, вместе с огромной коллекцией скульптур и картины, относившиеся к периоду Средневековья и Ренессанса.

Более 300 живописных полотен, приобретённых в середине XVIII в. из личных собраний семей Сакетти и Пия ди Савойя, составили основу богатой Пинакотеки Капитолийских музеев.

В 1870 году выставочные залы исторического комплекса значительно пополнились новыми экспонатами, среди которых выделялась коллекция полученных в дар греческих, этрусских и итальянских ваз.

Архитектура музея

Архитектурный ансамбль Капитолийских музеев был спроектирован Микеланджело Буонарроти по заказу Папы Павла III (Papa Paulus III). Работы по воплощению проекта начались в 1536 г. при жизни великого творца и продолжались после его смерти в течение последующих 400 лет, приостанавливаясь и возобновляясь. Интересен тот факт, что первоначальный план Микеланджело в реальности почти не претерпел изменений и считается воплощённым идеалом градостроения.

Чтобы пройти на площадь, надо подняться по наклонной ступенчатой дороге, называемой Кордоната. На её вершине посетителей встречают статуи мифических братьев-близнецов — бессмертного Поллукса и смертного Кастора.

В центре площади возвышается конная скульптура императора Марка Аврелия – копия бронзового оригинала, который для сохранности был перенесён в специально оборудованный зал Дворца консерваторов.

-3

Внушительный постамент для скульптурной композиции был спроектирован самим Микеланджело.

Площадь была вымощена камнем ещё в XV в., а рисунок в форме расходящегося созвездия появился только в 1940 г., но в точном соответствии с эскизом гениального автора проекта.
-4

К трапециевидной площади Кампидольо обращены три здания, объединённые в композицию по своей форме и стилю: Дворец сенаторов, Дворец консерваторов и Новый дворец (Palazzo Nuovo).

Два последних, имеющих зеркальные фасады, расположены напротив друг друга и живописно обрамляют площадь. Они соединены подземной галереей, которая появилась в 1930 г. и стала частью Капитолийских музеев.

В ней можно увидеть следы жилых построек, относящихся ко II в. Дворец сенаторов расположен перпендикулярно двум другим, образуя частично замкнутое пространство, обращённое к Ватикану в отличие от старой ориентации Капитолия в направлении Римского Форума.

Уже в XX в. к музейному комплексу для расширения его площадей присоединился Дворец Каффарелли-Клементино (Palazzo Caffarelli-Clementino).

Дворцы

Музейный комплекс разместился в трёх зданиях — Дворце консерваторов, Новом дворце и Дворце Каффарелли-Клементино. Дворец сенаторов недоступен для посетителей, так как в нём располагается мэрия города.

Дворец консерваторов

Дворец консерваторов был перестроен в 1560 г. из здания XV в. по проекту Микеланджело, как часть единого проекта.

Внешний облик фасада дворца отличают впервые применённые в архитектуре громадные пилястры – декоративный элемент в форме выступающей квадратной колонны. В последующем этот приём оформления стал широко применяться при строительстве в разных странах. В результате переделки на первом этаже также появились круглые колонны, обрамляющие пилястры и балюстрада со статуями на крыше здания.

Изысканный интерьер Дворца консерваторов подчёркивают резные двери и потолки, фрески, лепнина и старинные гобелены.

Музейная экспозиция дворца представлена древними римскими, греческими и египетскими скульптурами, живописными полотнами итальянских художников, вазами, коллекцией монет и драгоценностей.

Новый дворец

Новый дворец был задуман Микеланджело как идентичное здание Дворцу консерваторов, расположенное напротив. Финансирование строительства началось в 1603 г. по инициативе Папы Климента VIII (Papa Clemens PP. VIII), но завершилось только в XVII в. под руководством итальянского архитектора Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) и его сына Карло (Carlo Rainaldi).

Внутреннее пространство характеризовалось симметричной организацией залов, в которых разместились в основном скульптуры.

Дворец Каффарелли-Клементино

Дворец Каффарелли-Клементино был построен в период с 1538 по 1680 г. в непосредственной близости от Дворца консерваторов и принадлежал семейству Каффарели. С начала XIX в. и до конца Первой мировой войны здание занимало прусское посольство.

В 1918 г. в результате реконструкции вместо верхних этажей появилась замечательная терраса (Terrazza Caffarelli), а на первом этаже – новая музейная зона с 400 экспонатами, среди которых монеты, ювелирные украшения и драгоценные камни.

С террасы открывается вид на Театр Марцелла (Teatro di Marcello), Синагогу, район Еврейское гетто и Пантеон (Panteon).

-5

В этом дворце также организуются временные тематические выставки.

Экспонаты

Всемирно известные произведения искусств можно увидеть в Капитолийских музеях в оригинале. Среди них большой интерес вызывают самые первые экспонаты, ставшие ядром уникальной коллекции.

Капитолийская волчица

Капитолийская волчица – бронзовая скульптура, изображающая волчицу, кормящую двух младенцев Ромула и Рема – основателей Рима, стала символом Вечного города.

-6

Слева от входа во Дворец консерваторов на высоком столбе стоит копия скульптуры, а в зале музея – оригинал. Специалисты до сих пор спорят о происхождении этого знаменитого экспоната.

С учётом технологии изготовления бронзовых скульптур в древности и стилистического анализа установлено, что волчица была изготовлена не этрусскими мастерами в V в. до н. э., как считалось ранее, а позже – в VIII–X вв. Легендарные младенцы присоединись уже в конце XV в. и предположительно являются творением флорентийского мастера Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo).

Бронзовая статуя мальчика, вынимающего занозу

Небольшая бронзовая скульптура I в. до н. э., изображающая сидящего мальчика, вынимающего из ноги занозу, появилась на Капитолийском холме в 1471 г.

-7

Она вошла в состав первой группы экспонатов, переданных римскому народу папой Сикстом IV. Удивительно реалистичное изображение и необычная поза фигуры, сделали работу древнего неизвестного автора невероятно ценимой и многократно копируемой, особенно в Эпоху Ренессанса.

Позолоченная статуя Геракла

Великолепная статуя Геракла, выполненная из бронзы и позолоты, была найдена во время раскопок на Бычьем форуме (Forum Boarium).

-8

Работы на древнейшем месте Рима организовал папа Сикст IV с целью поиска новых античных произведений искусства.

Чуть больше, чем в натуральную величину (2,41 м в высоту) изваяние производит впечатление своей монументальностью и стилистическим исполнением. Предполагается, что культовая статуя стояла у входа в храм Геркулеса и, возможно, относится к школе известного древнего скульптора Лисиппа.

Конная статуя Марка Аврелия

Конная статуя Марка Аврелия, которая с XII в. и до начала XVI в. стояла на площади перед дворцом и церковью Святого Иоанна Латеранского (Basilica SanGiovanni in Laterano), была восстановлена по указу Папы Сикста IV.

-9

Монументальный бронзовый памятник II в. до н. э. высотой 4,24 м на сегодня — единственный сохранившийся со времён античности памятник римскому императору на коне. Первоначально он был покрыт золотом, которое варвары впоследствии сорвали во время набегов на Рим.

Статую несколько веков отождествляли с Константином I Великим – первым христианским императором, что уберегло её от разрушений, которым подверглись от рук христиан другие античные изваяния в борьбе с язычеством. Только в XV в. ватиканский библиотекарь, сопоставляя лицо всадника с изображением римских императоров на древних монетах, установил, что эта статуя Марка Аврелия. В 1538 г. Папа Павел III приказал перенести древний монумент на площадь перед Капитолием.

Колосс Константина I Великого

Во внутреннем дворике Палаццо консерваторов находятся мраморные фрагменты Колосса Константина I Великого. Датировка работы предположительно относится к 312–315 гг. В оригинале статуя изображала римского императора, сидящим на троне и была выполнена в стиле колоссов греческих богов, которые обычно возводились при входе в храмы.

-10

Учитывая пропорции человеческого тела и высоту головы изваяния в 2,5 м, можно предположить, что размер статуи составлял не менее 12 м в высоту. Колосс был разбит ещё во времена поздней Античности, скорее всего, с целью извлечения бронзы, которая покрывала всю статую. Части громадного изваяния, были собраны Микеланджело и помещены в Палаццо Консерваторов в 1487 г.

Какие известные скульптуры внутри

Среди древних скульптур, выставленных в залах Капитолийских музеев, вызывают восхищение такие известные творения, как Венера Капитолийская и Венера Эсквилинская, Бюст Брута, Умирающий Галл, Бюст императора Коммода в образе Геркулеса, Амур и Психея, Медуза гениального Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и другие работы Античности и Возрождения. Советую также обратить внимание на Марфорио – одну из римских говорящих статуй.

Какие известные картины внутри

Уникальная Капитолийская Пинакотека представляет художественные полотна, относящиеся к периоду, начиная от позднего Средневековья и до конца XVIII в. В галерее выставлены работы Рубенса, Тициана, Гвидо Рени,Тинторетто, Веронезе, Караваджо, ванн Дейка, Пьетро да Кортоны, Гверчино,Корреджо, Лодовико Карраччи и других талантливых мастеров изобразительного искусства.

Музейный комплекс на Капитолийском холме является одной из главной исторической, архитектурной и художественной достопримечательностью Рима, который сохранил бесценные сокровища древности и сделал их доступными для каждого посетителя.

Время работы, билеты, экскурсии

Капитолийские музеи открыты ежедневно с 09:30 до 19:30, касса перестаёт работать в 18:30. Стоимость билета 11,50 евро.

Аудиогид для детей стоит 4 евро, доступен на английском и итальянском языках. Видеогид (Android, Apple) стоит 5 евро, доступен на итальянском, не обновлялся с 2019 года.

Индивидуальная экскурсии на русском языке возможна в сопровождении гида ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Продолжительность от 2 до 4 часов, стоимость от 100 до 200 евро.