Капитолийские музеи (Musei Capitolini) – один из старейших общественных музеев мира, находящийся в Риме на площади Кампидольо (Piazza del Campidoglio) и являющийся частью великолепного архитектурного ансамбля — воплощённого проекта гениального Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni).
В многочисленных залах музея собраны удивительные коллекции скульптур Древнего Рима, начиная с античных времён, а также картины, керамика, мозаика, ювелирные украшения и монеты.
История возникновения музея
Прогрессивная для своего времени идея создания публичного музея принадлежала папе Сиксту IV(Papa Sisto IV), который в 1471 г. решил сделать искусство доступным не только для аристократии, но и для всех граждан Рима.
Для демонстрации первых экспонатов глава Ватикана выбрал из личной коллекции, хранившейся в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), бронзовые античные изваяния, которые символично напоминали о величии Древнего Рима – фрагменты статуи императора Константина I Великого, скульптуру «Мальчик, вынимающий занозу» (Cosiddetto Spinario) и Капитолийскую волчицу (Lupa Capitalino).
Место для обозрения первой небольшой коллекции было выбрано очень символично – на вершине главного из семи холмов Рима – Капитолийского (Monte Capitolin).
Он являлся религиозным центром Вечного города, на котором в древности стоял Храм Юпитера – величайшее святилище римлян, а позже располагались римские государственные архивы (Табуларий) и Республиканский монетный двор. Остатки древних зданий можно увидеть внутри Капитолийских музеев и рядом под открытым небом.
В XII в. особую значимость холму придал возведённый на нём Дворец сенаторов (Palazzo Senatorio), известный ещё как Капитолий, ставший местом заседания римского сената – главного органа управления государством.
Античные скульптуры, переданные в дар городу Сикстом IV, демонстрировались несколько десятилетий прямо под открытым небом, на фасаде и во дворе Палаццо консерваторов (Palazzo dei Conservatori), и только через некоторое время были помещены в его залы.
Пополнение коллекции
Коллекция древних экспонатов, собранная во Дворце консерваторов, быстро разрослась, особенно в первое столетие. Все вновь найденные в Риме древние произведения искусства стекались в Капитолийские музеи, за исключением тех, которые отбирались для Бельведера в Ватикане (Stato della Cittadel Vaticano).
И наоборот, те скульптуры, изображения которых считались слишком смелыми и неподобающими для папского дворца, перевозились в Палаццо консерваторов. Так, Пий V (Pius PP. V), пытаясь очистить Ватикан от изображений «языческих идолов», подарил публичному музею 140 древних статуй, превратив тем самым его в собрание классических скульптур.
К середине XVI в. античная коллекция пополнилась позолоченной бронзовой статуей Геракла, конной скульптурой императора Марка Аврелия, мраморными фрагментами акролита Константина I Великого и некоторыми новыми находками из раскопок в Риме. Из Квиринала для украшения фасада Дворца сенаторов были перенесены две колоссальные статуи -Тибра и Нила.
Для широкого круга публики Капитолийские музеи были открыты в 1734 г. папой Климентом XII (Clemens PP. XII). В это время новая волна культа Античности захватила как светское общество, так и духовное.
Повсюду стали проводится реставрационные работы памятников древности, организовываться раскопки для поиска новых шедевров античности, открываться многочисленные галереи. Демонстрация древних памятников искусства приобрела коммерческий характер – иностранные туристы были готовы платить за их созерцание большие деньги.
Климент XII изменил профиль музея, который до этого был собранием только скульптур, передав в него выкупленную у кардинала Альбани – страстного любителя Античности, вместе с огромной коллекцией скульптур и картины, относившиеся к периоду Средневековья и Ренессанса.
Более 300 живописных полотен, приобретённых в середине XVIII в. из личных собраний семей Сакетти и Пия ди Савойя, составили основу богатой Пинакотеки Капитолийских музеев.
В 1870 году выставочные залы исторического комплекса значительно пополнились новыми экспонатами, среди которых выделялась коллекция полученных в дар греческих, этрусских и итальянских ваз.
Архитектура музея
Архитектурный ансамбль Капитолийских музеев был спроектирован Микеланджело Буонарроти по заказу Папы Павла III (Papa Paulus III). Работы по воплощению проекта начались в 1536 г. при жизни великого творца и продолжались после его смерти в течение последующих 400 лет, приостанавливаясь и возобновляясь. Интересен тот факт, что первоначальный план Микеланджело в реальности почти не претерпел изменений и считается воплощённым идеалом градостроения.
Чтобы пройти на площадь, надо подняться по наклонной ступенчатой дороге, называемой Кордоната. На её вершине посетителей встречают статуи мифических братьев-близнецов — бессмертного Поллукса и смертного Кастора.
В центре площади возвышается конная скульптура императора Марка Аврелия – копия бронзового оригинала, который для сохранности был перенесён в специально оборудованный зал Дворца консерваторов.
Внушительный постамент для скульптурной композиции был спроектирован самим Микеланджело.
Площадь была вымощена камнем ещё в XV в., а рисунок в форме расходящегося созвездия появился только в 1940 г., но в точном соответствии с эскизом гениального автора проекта.
К трапециевидной площади Кампидольо обращены три здания, объединённые в композицию по своей форме и стилю: Дворец сенаторов, Дворец консерваторов и Новый дворец (Palazzo Nuovo).
Два последних, имеющих зеркальные фасады, расположены напротив друг друга и живописно обрамляют площадь. Они соединены подземной галереей, которая появилась в 1930 г. и стала частью Капитолийских музеев.
В ней можно увидеть следы жилых построек, относящихся ко II в. Дворец сенаторов расположен перпендикулярно двум другим, образуя частично замкнутое пространство, обращённое к Ватикану в отличие от старой ориентации Капитолия в направлении Римского Форума.
Уже в XX в. к музейному комплексу для расширения его площадей присоединился Дворец Каффарелли-Клементино (Palazzo Caffarelli-Clementino).
Дворцы
Музейный комплекс разместился в трёх зданиях — Дворце консерваторов, Новом дворце и Дворце Каффарелли-Клементино. Дворец сенаторов недоступен для посетителей, так как в нём располагается мэрия города.
Дворец консерваторов
Дворец консерваторов был перестроен в 1560 г. из здания XV в. по проекту Микеланджело, как часть единого проекта.
Внешний облик фасада дворца отличают впервые применённые в архитектуре громадные пилястры – декоративный элемент в форме выступающей квадратной колонны. В последующем этот приём оформления стал широко применяться при строительстве в разных странах. В результате переделки на первом этаже также появились круглые колонны, обрамляющие пилястры и балюстрада со статуями на крыше здания.
Изысканный интерьер Дворца консерваторов подчёркивают резные двери и потолки, фрески, лепнина и старинные гобелены.
Музейная экспозиция дворца представлена древними римскими, греческими и египетскими скульптурами, живописными полотнами итальянских художников, вазами, коллекцией монет и драгоценностей.
Новый дворец
Новый дворец был задуман Микеланджело как идентичное здание Дворцу консерваторов, расположенное напротив. Финансирование строительства началось в 1603 г. по инициативе Папы Климента VIII (Papa Clemens PP. VIII), но завершилось только в XVII в. под руководством итальянского архитектора Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) и его сына Карло (Carlo Rainaldi).
Внутреннее пространство характеризовалось симметричной организацией залов, в которых разместились в основном скульптуры.
Дворец Каффарелли-Клементино
Дворец Каффарелли-Клементино был построен в период с 1538 по 1680 г. в непосредственной близости от Дворца консерваторов и принадлежал семейству Каффарели. С начала XIX в. и до конца Первой мировой войны здание занимало прусское посольство.
В 1918 г. в результате реконструкции вместо верхних этажей появилась замечательная терраса (Terrazza Caffarelli), а на первом этаже – новая музейная зона с 400 экспонатами, среди которых монеты, ювелирные украшения и драгоценные камни.
С террасы открывается вид на Театр Марцелла (Teatro di Marcello), Синагогу, район Еврейское гетто и Пантеон (Panteon).
В этом дворце также организуются временные тематические выставки.
Экспонаты
Всемирно известные произведения искусств можно увидеть в Капитолийских музеях в оригинале. Среди них большой интерес вызывают самые первые экспонаты, ставшие ядром уникальной коллекции.
Капитолийская волчица
Капитолийская волчица – бронзовая скульптура, изображающая волчицу, кормящую двух младенцев Ромула и Рема – основателей Рима, стала символом Вечного города.
Слева от входа во Дворец консерваторов на высоком столбе стоит копия скульптуры, а в зале музея – оригинал. Специалисты до сих пор спорят о происхождении этого знаменитого экспоната.
С учётом технологии изготовления бронзовых скульптур в древности и стилистического анализа установлено, что волчица была изготовлена не этрусскими мастерами в V в. до н. э., как считалось ранее, а позже – в VIII–X вв. Легендарные младенцы присоединись уже в конце XV в. и предположительно являются творением флорентийского мастера Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo).
Бронзовая статуя мальчика, вынимающего занозу
Небольшая бронзовая скульптура I в. до н. э., изображающая сидящего мальчика, вынимающего из ноги занозу, появилась на Капитолийском холме в 1471 г.
Она вошла в состав первой группы экспонатов, переданных римскому народу папой Сикстом IV. Удивительно реалистичное изображение и необычная поза фигуры, сделали работу древнего неизвестного автора невероятно ценимой и многократно копируемой, особенно в Эпоху Ренессанса.
Позолоченная статуя Геракла
Великолепная статуя Геракла, выполненная из бронзы и позолоты, была найдена во время раскопок на Бычьем форуме (Forum Boarium).
Работы на древнейшем месте Рима организовал папа Сикст IV с целью поиска новых античных произведений искусства.
Чуть больше, чем в натуральную величину (2,41 м в высоту) изваяние производит впечатление своей монументальностью и стилистическим исполнением. Предполагается, что культовая статуя стояла у входа в храм Геркулеса и, возможно, относится к школе известного древнего скульптора Лисиппа.
Конная статуя Марка Аврелия
Конная статуя Марка Аврелия, которая с XII в. и до начала XVI в. стояла на площади перед дворцом и церковью Святого Иоанна Латеранского (Basilica SanGiovanni in Laterano), была восстановлена по указу Папы Сикста IV.
Монументальный бронзовый памятник II в. до н. э. высотой 4,24 м на сегодня — единственный сохранившийся со времён античности памятник римскому императору на коне. Первоначально он был покрыт золотом, которое варвары впоследствии сорвали во время набегов на Рим.
Статую несколько веков отождествляли с Константином I Великим – первым христианским императором, что уберегло её от разрушений, которым подверглись от рук христиан другие античные изваяния в борьбе с язычеством. Только в XV в. ватиканский библиотекарь, сопоставляя лицо всадника с изображением римских императоров на древних монетах, установил, что эта статуя Марка Аврелия. В 1538 г. Папа Павел III приказал перенести древний монумент на площадь перед Капитолием.
Колосс Константина I Великого
Во внутреннем дворике Палаццо консерваторов находятся мраморные фрагменты Колосса Константина I Великого. Датировка работы предположительно относится к 312–315 гг. В оригинале статуя изображала римского императора, сидящим на троне и была выполнена в стиле колоссов греческих богов, которые обычно возводились при входе в храмы.
Учитывая пропорции человеческого тела и высоту головы изваяния в 2,5 м, можно предположить, что размер статуи составлял не менее 12 м в высоту. Колосс был разбит ещё во времена поздней Античности, скорее всего, с целью извлечения бронзы, которая покрывала всю статую. Части громадного изваяния, были собраны Микеланджело и помещены в Палаццо Консерваторов в 1487 г.
Какие известные скульптуры внутри
Среди древних скульптур, выставленных в залах Капитолийских музеев, вызывают восхищение такие известные творения, как Венера Капитолийская и Венера Эсквилинская, Бюст Брута, Умирающий Галл, Бюст императора Коммода в образе Геркулеса, Амур и Психея, Медуза гениального Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и другие работы Античности и Возрождения. Советую также обратить внимание на Марфорио – одну из римских говорящих статуй.
Какие известные картины внутри
Уникальная Капитолийская Пинакотека представляет художественные полотна, относящиеся к периоду, начиная от позднего Средневековья и до конца XVIII в. В галерее выставлены работы Рубенса, Тициана, Гвидо Рени,Тинторетто, Веронезе, Караваджо, ванн Дейка, Пьетро да Кортоны, Гверчино,Корреджо, Лодовико Карраччи и других талантливых мастеров изобразительного искусства.
Музейный комплекс на Капитолийском холме является одной из главной исторической, архитектурной и художественной достопримечательностью Рима, который сохранил бесценные сокровища древности и сделал их доступными для каждого посетителя.
Время работы, билеты, экскурсии
Капитолийские музеи открыты ежедневно с 09:30 до 19:30, касса перестаёт работать в 18:30. Стоимость билета 11,50 евро.
Аудиогид для детей стоит 4 евро, доступен на английском и итальянском языках. Видеогид (Android, Apple) стоит 5 евро, доступен на итальянском, не обновлялся с 2019 года.
Индивидуальная экскурсии на русском языке возможна в сопровождении гида ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Продолжительность от 2 до 4 часов, стоимость от 100 до 200 евро.
- Официальный сайт: www.museicapitolini.org