Начальник ГИБДД научит делать селфи, казаки в стенах концлагеря дадут урок мужества, стриптизерши проработают день бесплатно ради благотворительности… Думаете, это сюжет артхаусного, не рассчитанного на широкую аудиторию, кино? Нет, это будни детского отдыха. А будете ругаться на наши лагеря, пошлют в Северную Корею - туда уже приглашают.
Этим летом произошло ЧП в Ярославской области. В лагерь “Орленок”, где отдыхали дети, вдруг приехали пятеро мужчин. Позже “посетители” заявили, что “просто ненадолго зашли на территорию лагеря”. Вожатые же уверяют, что визитеры заходили в комнаты к девочкам, а кроме того, по словам работников, слышались хлопки, похожие на выстрелы. Поэтому вожатые закидали машину приехавших камнями.
История получила огласку, но развивалась парадоксально. Владелец легковушки написал заявление в полицию и потребовал с вожатых больше 200 тысяч рублей за порчу имущества. Был уволен сторож (который вроде тоже бросал камни в машину), и было решено установить дополнительные видеокамеры. В отношении руководителей заведено уголовное дело за “халатность”. А потом лагерь и вовсе закрыли: якобы у двоих работников выявлен коронавирус. Неизвестно, как ситуация будет развиваться, но пока кажется, что будут наказаны пострадавшие, а хулиганы еще и денег получат.
Впрочем, это не единственная странная ситуация с детским отдыхом. Более того, иногда все эти странности творятся из благих побуждений - например, из желания научить детей новым навыкам.
НОВЫЕ НАВЫКИ
В 2015 году в г. Березовском (Кемеровская обл.) в детский военно-спортивный лагерь приехали полицейские с начальником горотдела ГИБДД. Они обучали детей правилам дорожного движения. Заодно рассказали об опасностях, подстерегающих в интернете. И провели лекцию о правилах безопасного… селфи.
А в этом году уже в “Артеке” решили провести программу “Юный следователь”, подготовленную Следственным комитетом. Вообще программа СКР реализуется в лагере с 2016 года, но в этот раз ее решили расширить и привлечь к ней детей не только из профильного отряда, но и всех остальных.
“Сотрудники СК России будут проводить для ребят мастер-классы и встречи с ветеранами следствия, которые поделятся с детьми не только жизненным опытом и мудростью, но и расскажут об основах следственного дела, о криминалистической составляющей в работе и помогут сориентировать в выборе дальнейшей профессии”, - сообщило ведомство. Целями были заявлены не только попытка привлечь в профессию молодежь, но и “формирование отношения к представителям правоохранительных органов и силовых структур”: “Юные сограждане должны видеть в них опору и быть уверенными в том, что их защитят. Вместе с вами мы еще поработаем на благо лучших детей и на благо страны”, - высказался представитель СК Константин Федоренко.
Правда, иногда отношение детей к представителям властей формируется в необычных условиях. В 2016 году в челябинский лагерь “Орленок” прибыли из Снежинска пьяные сотрудники Управления образования - якобы для проведения игры “Зарница”. Из пневматического оружия они расстреляли стены и окна корпусов отряда старшеклассников. После выстрелов по стенам и окнам чиновники зашли внутрь корпусов и стали стрелять в потолок, приказывая детям упасть на пол. Несколько стекол было побито. Дети, к счастью, не пострадали. А рьяные игроки в “Зарницу” доигрались до статьи УК о групповом хулиганстве (до семи лет лишения свободы).
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АНТУРАЖ
Впрочем, почему-то именно “силовая” концепция детства приобретает в последнее время все больше популярности у “ответственных лиц”. К примеру, в 2017 году на одной из детских площадок Москвы установили игровой комплекс в виде полицейского участка. При этом целиком благоустройство дворовой территории, где была установлена эта площадка, согласно документам управы, обошлось почти в 8 млн рублей.
А в Карелии пошли дальше - сделали в прошлом году для детей концлагерь. В деревне Ватнаволок (Кондопожский район) построили копию концлагеря, где, как сообщили организаторы, “будут воспроизведены жизнь и быт малолетних узников финских лагерей. …Первые группы школьников планируют принять в начале декабря. Уже возведены дощатые бараки, пулеметные и смотровые вышки”. Программу назвали “Патриотическими выходными”. Предполагалось, что школьников будут привозить на два дня, и там их займут “военно-патриотическими играми”, лекциями историков и бывших узников концлагеря, а также “уроками мужества от Петрозаводского казачьего общества”.
Постройкой занимался Детский благотворительный фонд “Открытые возможности”, и на это Фонд президентских грантов выдал 2,8 млн рублей. Народ окрестил это место “бутафорским концлагерем”. В этом году организаторы пожаловались прессе, что лагерь не пользуется популярностью - нет желающих столь патриотически проводить выходные.
А те школьники, которые несерьезно относятся к патриотической программе, вполне вероятно, получат возможность оценить лагеря Северной Кореи - вот там научат родину любить. Генконсул КНДР в Находке Им Чхон Ир на прошлогодней встрече с министром по федеративным отношениям и внешним связям Якутии Владимиром Васильевым предложил отправлять якутских школьников на отдых в пионерские лагеря Северной Кореи. В ходе беседы развитие туризма и детского отдыха было названо в числе трех приоритетных направлений в двухсторонних отношениях между нашими странами.
ДЕТИ НЕ ТЕ, КЕМ КАЖУТСЯ
А иногда поражает не концепция детского учреждения, а сами дети. Которые оказываются не теми детьми, а иногда и не детьми вовсе. Так, в 2013 году выяснилось, что во всероссийском детском лагере “Океан” отдыхают совсем не те, кто должен. Туда должны были поехать дети из семей, пострадавших от паводка. Но через некоторое время жители пожаловались на несправедливость составления списков. Управление по борьбе с экономическими преступлениями выяснило, что из 186 детей больше половины проживают в многоквартирных домах, которые не попали в зону затопления. Зато родители этих детей были местными чиновниками. В итоге тех детей из подтопленных домов, кто не попал в “Океан”, отправили в амурский лагерь “Колосок”.
А иногда на детском мероприятии и вовсе нет детей. Например, в 2015 году против сотрудников администрации Самары возбудили уголовные дела. Как сообщило следствие, от предпринимателей потребовали безвозмездно поставить продукты на праздник в гостинце Holiday Inn - якобы на детский новогодний утренник. Вот только в означенный день в гостиничном комплексе отмечал юбилей глава области Олег Фурсов. Правда, администрация региона уверяла, что губернатор устроил праздник в выходной день и на свои средства. Но депутат Госдумы Александр Хинштейн после обращения местных жителей попросил провести проверку, которая и привела к возбуждению уголовных дел.
А в 2013 году детский лагерь “Орленок” в Краснодарском крае посетил премьер-министр Дмитрий Медведев, которого приняли в почетные “орлята”. Хотя в его возрасте пора быть уже орлом.
ЛЮБОВЬ К ЛАГЕРЮ
Тем не менее детские лагеря по-прежнему пользуются любовью. Иногда даже чрезмерной. В 2015 году в Кузбассе девятилетняя девочка вышла вынести мусор и пропала. Мать обратилась в полицию, девочку нашли. Оказалось, ей так понравилось в оздоровительном лагере, откуда она приехала накануне, что она села на автобус и самостоятельно туда вернулась. С девочкой в полиции провели профилактическую беседу, а вот мать так легко не отделалась. Ее привлекли к административной ответственности по статье “Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних”.
Еще большей любовью к детским лагерям, по-видимому, пылали стриптизерши из Ростова. В 2014 году сотрудницы стриптиз-клуба “Провинция” решили устроить благотворительную акцию, а дневной заработок направить на восстановление лагеря “Артек”.
“Я недавно смотрел репортаж, где рассказывали о том, что “Артек” закрыли, - пояснил прессе смысл акции учредитель сети стриптиз-клубов Сергей Семкин. - Жаль, что лагерь, в котором каждый из нас мечтал побывать в детстве, закрыт. Мы решили со своей стороны посодействовать восстановлению его работы”.
Кстати, трудились они не зря - “Артек” благополучно работает. Вот и получается, что стриптизерши в детстве мечтали попасть в “Артек”, а кое-кто из старших воспитанников “Артека” мечтал бы сейчас оказаться не там, а в стриптиз-клубе. Но последнее слово будет за следователями.
Полина Самойлова, журналист газеты "Солидарность"
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org