Вот знаете о чем сегодня хочется порассуждать? Вот есть, допустим, какая-то модель наушников или колонок. Почему кому-то их звучание нравится, а кто-то нос морщить будет и говорить про "не фонтан" Почему объективно одни и те же звуки каждый конкретный человек воспринимает по-разному? Тема актуальная, потому что люди умудряются до хрипоты спорить друг с другом про правильность - неправильность звучания той или иной модели. Давайте разбираться. Сегодня будет много рассказов про исследования и частенько будут упоминаться названия различных университетов. Приготовьтесь, мы сегодня про науку).
Начнем с анатомии и прекрасного показательного видео о том, как у нас там внутри вообще все устроено:
Сам процесс "ловли звука" человеческим ухом до сей поры остается не до конца изученным. В свое время Гарвардская медицинская школа стала шаг за шагом разбирать этот самый процесс на отдельные подпроцессы и даже выпустило целое исследование по этой теме.
Конкретно за восприятие звука в человеческом организме отвечает внутреннее ухо. Оно запускает программу реакции различных клеток, ответственных за передачу звуковой информации непосредственно в головной в мозг. В мозгу же в ответ на этот раздражитель активируются заранее прописанные шаблоны восприятия, связанные с различными мозговыми отсеками. Именно этим объясняется, почему человек ассоциирует весьма конкретные звуки с конкретными воспоминаниями и чувствами. Все понят, наверное, чувство ностальгии, когда мы слышим песню из далекого детства или композицию периода первой влюбленности. Ага, шаблон сработал, программа запустилась.
А вот в том, что этот самый процесс у всех людей протекает одинаков, ученые до сих пор не уверены. Насчет этого исследование делали уже ребята из Оксфордского Университета выяснили, что хорьки, которым вживляли слуховые импланты на одни и те же звуки реагировали совершенно по-разному. Их энцефалограмма мозговой деятельности явно указывала, что каждый зверек реагировал на одинаковые звуки совершенно уникально. Почему это происходит, ученые до сих пор пытаются выяснять.
Догадка первая. Уникальное восприятие звуков напрямую связано с уникальным строение черепа каждого живого существа. Индивидуальные особенности строения черепной коробки, вероятно, определяет наше отношение к тому, какой эмоциональный фон мы будем ощущать, услышав тот или иной звук.
Потому что звуковая волна отражается от ушной раковины и костей черепа.
В США есть целая исследовательская организация, занимающаяся вопросами изучения акустики и ее свойств - Американское Акустическое Общество(Acoustical Society of America, ASA). По их исследованиям даже малейшие различия в форме и плотности костей черепа влияют на вибрации, которые в конечном счете слушатель воспринимает как звучание. Интересный факт - женские черепа, обычно, вибрируют быстрее, чем черепа мужского народонаселения планеты Земля, А в целом диапазон вибраций черепов homo sapiens находится в достаточно широком диапазоне от 35 до 65 Гц.
Это чувствительные различия и от них зависит, какие музыкальные звуки и ритмы находим приятными или раздражающими. Так что предпочтения к тому или иному музыкальному жанру - это не только вопрос культуры и воспитания...много зависит от того, как дрожит ваша черепушка.
Также существует связь восприятия звука с другими физическими свойствами. В Университете штата Пенсильвания в США изучали структуру внешнего уха шимпанзе и выяснили заметные корреляции между его формой и силой проявления таких качеств, как ловкость и физическая сила.
Когда же дело доходит до исследований слуха, то первое, что приходит на ум - это тестировать профессиональных музыкантов. Ибо у них априори со слухом должно быть все в полном порядке. Исследование, в котором профессиональных музыкантов и людей, не связанных профессионально музыке, попросили вычленить в шумной комнате конкретные голоса и звуки, показало, что система распознавания звуковой информации у профессионального музыканта работает совершенно иначе и сильно отличается от системы обычного человека. Кто бы сомневался...). У профессионального музыканта информация о тоне и высоте звука выделяется и "подсвечивается" в мозгу гораздо сильнее. Дело в таланте и натренированности.
К сожалению, с возрастом наш слух начинает "подсаживаться". Мы перестаем слышать звуки в диапазоне очень высоких частот (15-20кГц). Это тоже существенно влияет на воспринимаемый нами почерк звучания наушников или акустики. Люди в возрасте очень часть выбирают модели с "японским звуком" - это когда в записи акцент сделан в сторону усиления частот в области верхней середины и выше.
Кстати, возможности вашего слуха воспринимать высокие и низкие частоты легко проверить на специальных тренажерах. Например, вот на этом: https://audiotest.simkinbh.com/
Заодно поймете, это акустика у вас "не играет", или уши "не слышат"