Гибсон давно хотел сделать две вещи - снимать серьезные исторические драмы на исторически достоверных языках, а не на современном английском. И снять погоню в джунглях. Он даже проводил расследование, чтобы убедиться, что никто всерьез до него не снимал именно погоню в джунглях. Если в этот момент вам в голову пришел первый "Хищник", то там речь о пусть специфической, но охоте.
В первом же опыте он решил совместить две давние мечты. "Apocalypto" российские киноделы очень уж неудачно перевели на русский как "Апокалипсис". Наверное, сильнее исказить смысл названия было просто невозможно. "Apocalypto" - это в самом общем смысле "новое начало", в переводе с греческого, а в других, более предметных вариантах переводов - "раскрытие обмана", "разоблачение". Или как бы мы сказали сейчас "срыв покровов". Если вы смотрели фильм, то понимаете, что второй вариант подходит больше.
Сюжет очень прост. Мы наблюдаем племя индейцев-майя (важно уточнить, что за словом "майя" так же как за словами "германцы" или "славяне" скрываются множество самых разных народов в разной степени близких друг другу по религии, культуре и языку). Индейцы охотятся, смеются, танцуют и поют, а потом ложатся спать. И в тот самый час перед рассветом, когда спится крепче всего, на них нападают другие майя - из отдаленного города-государства. Он не назван, но скорее всего это Тулум - тулумцы первыми из майя встретили испанцев и вступили с ними в бой.
Смысл нападения очень прост - набрать женщин-рабынь и мужчин-жертв. Женщины понятно для чего, а судьба каждого пленного мужчины - отдать свое сердце, в прямом смысле, чтобы не потухло солнце. Жрецы майянских культов были отличными математиками, и жертвоприношение подгадали как раз к затмению. Что с одной стороны, всех впечатлило, кроме сами жрецов, а с другой - дало возможность молодому воину Лапа Ягуара бежать.
Пересказывать сюжет погони бессмысленно, его надо смотреть. Также не стоит говорить, как тщательно группа реквизиторов подошла к одежде и груму майя. Одни прически чего стоят! Мир полвека не видел таких причесок - с тех пор как пали последние города Юкатана. Правда, без косяков не обошлось. Так майя в древних кодексов рисовали волнообразные как бы вставки в ноздрях сражающихся - это означало, что человек яростно дышит. Реквизиторы Гибсона же просто воткнули актерам в носы изогнутые палки. Те потом, кстати, жаловались.
Несмотря на весь дикарско-языческий антураж Гибсон всегда остается, пожалуй, самым христианским из популярных режиссеров. "Апокалипто" - тому яркий пример.
Главную тему фильма можно обозначить как "спасительный страх". Нечто совершенно чуждое и непонятно культуре индейцев построенной на культе силы, крови и власти. Однако если считать персонажей, загибая пальцы, то легко заметить, что гибнут самые смелые. Буквально - кто был храбрее, отважнее преследовал, не испугался - раз за разом проигрывают свою жизнь. Даже отец главного героя, говорящий сыну отдними губами "не бойся, не позволяй страху отравить твою душу" - пока злой толанец перерезает ему горло.
Спасаются лишь те, кто был напуган сильнее всего на протяжении всего фильма. Это сам Лапа Ягуара, сходящий с ума от кровавого ужаса, увиденного им в праздничном городе. Это его беременная жена, боящаяся утонуть в карстовой воронке.
Даже в последней сцене, где два индейца идут на встречу вступающим на берег конкистадорам, полна предопределенности. Погибнут не испанцы, явно со страхом шепчущие молитвы. Погибнут смелые толанцы, потому что лишь страх и бегство в такой ситуации могли бы спасти их жизни.
Этот мотив очень близок понятию страха Божия, который, согласно Библии является благословляющим и спасающим даром. Тот, на кого опустился страх божий в опасной ситуации, останется цел и невредим. А бесстрашные, неблагословленные Господом, погибнут.
Удивительный ход Гибсона наделить таким страхом индейца и показать таким образом, что и до появления на их земле христианства им были внятны те же мысли и чувства, из которых потом соткалась главная религия планеты. Именно со страха Божия начинается "Апокалипто" - главный герой отворачивается от испанских кораблей и, уходя в джунгли, говорит: мы пойдем искать новую жизнь.
Ну, а смотреть кино нужно, конечно, только на юкатеке с субтитрами. Никакого английского, не портите себе удовольствие и не оскорбляйте режиссера.