Оценить работу общественников трудно. Одни помогают тяжелобольным детям, другие заботятся об экологии и сортируют мусор, третьи трудоустраивают людей с инвалидностью. Как понять, кто из них лучше? В Москве прошла презентация рэнкинга благотворительных организаций РФ. Проект придумал и разработал благотворительный фонд «Социальный навигатор». Исполнительный директор организации Татьяна Задирако рассказала, зачем и как это сделали.
Что такое рэнкинг благотворительных организаций и зачем он нужен
Рэнкинг (или рейтинг) благотворительных организаций помогает упорядочить все отечественные НКО «по росту»: от самой лучшей до худшей. Все фонды в рэнкинге разделены на четыре группы, им присвоены от нуля до четырех звезд. Чем больше звезд у организации, тем выше ее позиция в рэнкинге. Звезды участникам рейтинга присваивали по четырем ключевым критериям: открытость, социальная отчетность, финансы, управление и риски.
На сайте проекта представлено 11 972 благотворительные организации. Хотя бы одна звезда есть у 982 из них (это меньше 10%). Четыре звезды получили 244 НКО (это 25% от оцененных учреждений). Среди лидеров — детский хоспис «Дом с маяком», фонды «Абсолют-Помощь», «АиФ. Доброе сердце», «Благо дарю».
В рейтинг «Социального навигатора» вошли только те НКО, которые признаны благотворительными организациями по закону: зарегистрированы как юридические лица, не ликвидированы в 2019 году и ранее, имеют организационно-правовую форму фонда, общественной организации или учреждения, созданного благотворительной организацией.
Авторы проекта считают, что результаты рейтинга полезны самим благотворительным организациям, организациям-донорам, корпоративным и частным жертвователям, представителям государства.
Как создавали рэнкинг
Как рассказала Задирако, рэнкинг благотворительных организаций РФ фонд «Социальный навигатор» создавал не самостоятельно, а при поддержке экспертов из некоммерческого сектора, коммерческих компаний и государственных структур. Деньги на развитие проекта выделил Фонд президентских грантов. Информацию для ранжирования НКО брали не только из открытых источников, но также у ФНС и Минюста.
Составляли рейтинг в два этапа: на подготовительном изучали международный опыт и выбирали систему ранжирования, потом занимались реализацией проекта. Как отметила Задирако, не всю работу получилось автоматизировать, поэтому часть задач специалисты выполняли вручную.
В экспертный совет проекта вошли председатель совета фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский, директор по фандрайзингу фонда «Добрый город Петербург» Дарья Буянова, директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская, президент фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов, менеджер КСО компании KPMG Юлия Богданова и другие.
Задирако подчеркнула, что рэнкинг — это продукт, сделанный «людьми изнутри» и в интересах третьего сектора.
Член экспертного совета рейтинга, председатель экспертного совета фонда Политехнического музея и эксперт Комитета гражданских инициатив Бахмин Вячеслав Иванович отметил, что презентованный рэнкинг — пилотный проект, который будет дорабатываться и совершенствоваться в будущем.
Что думают эксперты
Заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая отметила свое двоякое отношение к рэнкингу. Она назвала его важным механизмом саморегулирования для НКО, но выразила опасения, что сам по себе инструмент опережает развитие отечественного третьего сектора.
Генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева подчеркнула, что рэнкинг важен как инструмент оценки конкретной НКО в сравнении с другими. Но само по себе наличие или отсутствие звезд у благотворительной организации не говорит о качестве ее работы. Орачева добавила, что место НКО в рейтинге никак не повлияет на получение ею грантов фонда Потанина.
Директор благотворительного фонда «КАФ» Мария Черток рассказала, что вопрос необходимости создания рейтинга обсуждается в секторе уже несколько лет. Практика ранжирования НКО пришла в нашу страну из США. Там она помогает общественным организациям работать максимально прозрачно, но в то же время вынуждает их как бы соревноваться друг с другом. Черток подчеркнула, что рэнкинг как продукт очень востребован в России, но презентованный проект показывает открытость и прозрачность НКО, а не качество работы общественников.
Что дальше
Задирако рассказала, что рейтинг благотворительных организаций будут составлять один раз в год. После презентации пилотного проекта авторы планируют собрать и проанализировать обратную связь общественников, глубже проработать методологию и найти возможность максимально автоматизировать процесс ранжирования отечественных НКО.