Черты:
- Развитие феодализма в производственной, социальной и политико-правовой сфере
- Утверждение теологического мировоззрения
ПРЕДПОПЫСЛКИ БУДУЩЕГО БУРЖУАЗНОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА
Большое значение играет сельское хозяйство. Совершенствуются орудия труда - совершенствование ремесленного производства, рост его специализации. Развиваются отхожие промыслы.
Земля феодала:
- Городская
- Крестьянская (крестьянин – арендатор господской земли) (экономическая зависимость от феодала)
Натуральный характер феодального хозяйства
Появление барщины, когда крестьянин большую часть времени проводил на земле феодала.
Появление оброка – задание, которое крестьянин должен быть предоставить феодалу. (крестьянин мог выбирать способ производства, был заинтересован в оброке)
Постепенно натуральная форма оброка заменяется денежной.
Возникновение товарно-денежных отношений рождает новые отношения между господином и крестьянином – договорные. Крестьянин – арендатор земли, платит за нее деньги.
Ускоренная социальная дифференциация крестьянства (появляются независимые крестьяне, которые могут выкупиться). Появление черт капитализма.
Рост разделения труда и углубление специализации в ремесле - развитие ремесла и появление отхожих промыслов. Ремесленное производство отделяется от с/х. Развивается торговля.
С развитием ремесел, отхожих промыслов, торговли создаются поселения и посады, которые, укрупняясь, превращались в города.
Там зарождается новая городская культура:
- Ремесленное производство приобретает упорядоченный характер (мастерские объединялись в цехи --- «отдельные мирки» внутри каждого цеха)
- Появление наиболее зажиточной части городского населения (торговцы, менялы, ростовщики)
- Возникновение мануфактуры
Городская жизнь начинает превосходить сельскую.
Историческим центром средневековых городов был рынок, площадь с ратушей или собором. Вокруг них разрастались ремесленные кварталы и жилые дома.
Учебные заведения находились в основном на территории аббатств или монастырей.
Городская площадь – место сбора горожан, на которой производились важные решения, и место казни, место народных гуляний.
Между королевской властью и феодальными баронами, духовенством и светскими феодалами назревала политическая борьба за власть и влияние. В эту сферу начинает проникать третье сословие (горожане, ремесленники, торговцы).
12-13 века – период борьбы городов с феодалами за независимость - город – место антифеодальных настроений.
ГОРОДСКОЙ ВОЗДУХ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ
Короли симпатизировали городскому населению.
Церковь – крупнейший феодал. Могла поддерживать и феодалов, и короля.
Централизация королевской власти происходила в 12-14 века. Компромисс с феодалами (создание органов представительной власти – прообразов будущих парламентов)
Отличие новых органов власти – они получили институциональные оформления. В их состав были допущены представители третьего сословия.
Государство развивалось и начинало превращаться в сословно-представительную монархию. К 15 веку монархия становится неограниченной и самодержавной.
Формировалась новая правовая культура (первые правовые кодексы). Господствовали местные феодальные суды. На основе церковных ордалий человек подвергался испытаниям водой, огнем.
Усиливалась светская судебная власть.
Появление феодальных кодексов (вопросы разных сфер жизни человека).
Централизация королевской власти -органы правовой системы (городской суд, верховный суд, нотариус, адвокат). СОСЛОВНО-ИЕРАРХИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ
Наказания должны были всех устрашать, жестокие и публичные (сожжение, четвертование, кипячение в масле, заливание раскаленного металла в глотку, повешение). Трупы могли специально долго находиться на площади.
С 16 века – пожизненная ссылка
Сословное разделение общества:
- Замкнутые касты, каждая из которых имела свое место в обществе
- Формирование групп и союзов людей, которые формировались по иерархическому принципу
Особенность социально-нравственной культуры феодального общества – сословно-корпоративный характер.
Нравственность феодального общества распространилась на множество нравственных кодексов:
- Представление о справедливости в обществе и вечности социального неравенства
- Выработка чувства социальной дистанции между представителями различных сословий