Найти тему
Johnny Catmans Music Hearts Club Band

Битва Титанов. Джими Хендрикс VS Другие Гитаристы.

Оглавление

Битва Титанов - это рубрика, в которой я сравниваю друг с другом разных исполнителей (и не только) и выясняю, кто же из них круче. Ну или на чьей стороне правда.

Был ли в истории рок-музыки гитарист более влиятельный, чем Джими Хендрикс? Думаю, что нет.
Но достоин ли сей афроамериканец считаться самым лучшим гитаристом всех времён и народов?
О, тут все не так однозначно, поэтому имеет смысл детально во всём разобраться.

Кто Есть Кто?

-2

Джими Хендрикс - левша, потомок индейцев, очень плохой и безответственный солдат, большой любитель играть зубами на гитаре, страстный пироман, хиппи и просто хороший человек.
По мнению пассивного большинства - лучший гитарист всех времён и народов.

-3

Другие Гитаристы - многочисленная группа людей, которую объединяют любовь к игре, как ни странно, на гитаре и споры о том, кто же лучше всех это делает.
Сюда входят как доморощенные любители трёх блатных аккордов - так и
шредерыШредеру из "Черепашек-Нинздя" не имеют, увы, никакого отношения), мастера быстро-быстро бегать пальцами по грифу и высекать ноты. Ну и несколько самых знаменитых имён в мире рок-музыки, перечислять которых я не вижу смысла, ибо их знают даже младенцы.
Нет-нет, никакого пренебрежения, сейчас вы всё поймёте!

В Чём Суть Конфликта?

Нищий ливерпульский юноша пытается разучить "Heartbreak Hotel" Элвиса Пресли.
Нищий ливерпульский юноша пытается разучить "Heartbreak Hotel" Элвиса Пресли.

Всё началось ещё в пятидесятых: рок-н-ролл стал жуть как популярен, и желторотые юнцы выстроились в очередь за гитарами в ближайшие музыкальные магазины - ибо чтобы подцепить самую красивую девчонку на районе надо было непременно уметь играть "Heartbreak Hotel". Ну или "Be-Bop-A-Lula". Или хотя бы "Johnny B. Good". Короче, что-то там надо было хотя бы минимально изобразить, чтобы женский пол начал штабелями падать к твоим ногам. Как-то так, да.
Наступили шестидесятые, рок-н-ролл уступил место мерси-биту и ритм-н-блюзу - и практически те же самые желторотые юнцы стали усердно изучать как играть
"Help", "She Loves Yous", "Satisfaction", "My Generation" и "You Really Got Me". Соло-гитаристы постепенно выходят на первый план - в основном благодаря таким людям, как Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джон Мейолл. В моду постепенно входит психоделия, музыканты жрут всякую дрянь и ловят глюки, а тем временем в конце 1966-го в Лондоне...
А в конце 1966-го в
Лондоне бывший участник Animals, Чес Чендлер, усиленно продвигал некого Джими Хендрикса, гитариста из Америки. Чванливые мелкобриташки поначалу воротили нос, но после того, как на одном концерте Хендрикс за пояс заткнул Эрика Клэптона, проявили любопытство и стали с интересом наблюдать за тем, что же выкинет этот дикарь из Сиэтла.
Ну а дальше было знакомство с басистом
Ноэлем Реддингом и ударником Митчем Митчеллом, вылившееся в создание Jimi Hendrix Expirience, запись "Are You Expirienced?", поджигание Хендриксом гитары на фестивале в Монтерее в родной Америке, выпуск второго альбома "Axis: Bold As Love", бесконечные гастроли по всеми миру, запись "Electric Ladyland", распад Jimi Hendrix Expirience, выступление на Вудстоке, создание Band Of Gypsys и, как это ни прискорбно, смерть самого Хендрикса в сентябре 1970-го от передозировки.
И с тех самых пор не было списка лучших гитаристов, в котором
Джими не занимал бы первую строчку.

Чем Всё Закончилось?

Хендрикс прячется от тех, кто ставит его на первые места.
Хендрикс прячется от тех, кто ставит его на первые места.

Закончилось? Нет, ребята, это никогда не закончится, ибо критики как будто бы и не знают других гитаристов кроме Хендрикса.
И тут имеет смысл определить место
Джими в истории и сравнить его с теми самыми другими гитаристами, о которых я говорил в самом начале статьи.
Играл ли кто-то на гитаре в шестидесятых так, как это делал
Джими Хендрикс? Нет, конкретно так никто не играл - но были люди, которые нарезали риффы и соляки в разы искуснее Хендрикса. И их было очень много: тот же Джефф Бек, к примеру. Послушайте "Happenings Ten Years Time Ago" Yardbirds, в которых Бек некоторое время трудился в поте лица. Ну или "Over Under Sideways Down" той же группы. Хотите сказать, что Хендрикс был круче?
А вот я так не думаю.
Что ж, давайте начнём с неоспоримых плюсов
Джими: он переосмыслил блюз, добавив в него изрядную долю электричества, усиленно использовал глушение струн и был хорошо знаком со сложными септ-аккордами. Так, ну хорошо, это всё теория, которая относится в основном к студийным работам. А что же на практике?
Ну а на практике
Хендрикс был настоящим цирковым артистом: и секс с гитарой имитировал, и поджигал её, и разбивал, и зубами на ней играл, и заставлял её по полчаса фонить, и с педалью "wah-wah" любил побаловаться. Всё как-то больше на внешние эффекты упор, а не на качественную игру.
За это, пардон, он и считается лучшим гитаристом всех времён? Или я чего-то не понимаю? Может это шутка какая-то, неудачный прикол?
Но что-то этот прикол тянется до неприличия долго - в какой список лучших гитаристов не заглянешь, а
Хендрикс там стабильно на первом месте. Только относительно недавно появился список, где Джими был не первым - читатели журнала Total Guitar признали лучшим гитаристом всех времён Брайана Мэя из Queen. И узнав про это я упал на колени и начал воздавать хвалу небесам, ибо думал, что текущее положение дел уже никогда не изменится.

Кто Победил?

- Да не лучший я, ребята! Тэрри Кат из Chicago и то круче меня высекает!
- Да не лучший я, ребята! Тэрри Кат из Chicago и то круче меня высекает!

Пока что всё плохо - побеждают те, кто намертво застолбили за настоящим (ну ладно, не совсем настоящим, ибо полукровка) индейцем из Сиэтла первое место...
Хорошо, я готов признать, что люди, побывавшие на концерте Хендрикса, впечатлились настолько, что сознание их перевернулось, перемешалось и в корне изменилось. Тот же
Мэй утверждал, что после появления этого левши с индейскими корнями всё стало совсем другим, ибо правила игры (на гитаре, надо полагать) изменились - и то же самое утверждают Бек, Клэптон, Ули Джон Рот из Scorpions, Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж, Дэвид Гилмор и многие-многие другие. Кто я такой, чтобы спорить с мнение этих уважаемых музыкантов?
Но поспорить всё же хочется, ибо меня терзают смутные сомнения. Были ли у
Хендрикса классные риффы? Ну в "Purple Haze" рифф неплох, да и в "If 6 Was 9" всё тоже вроде как на месте. Но выдерживают ли эти риффы сравнения с такими монстрами как "Whole Lotta Love", "Speed King", "Paranoid" и иже с ними? Ответ очевиден - нет, нет, и еще раз нет.
Были ли у
Хендрикса действительно классные соло? Лично мне приходит на ум только "All Along The Watchtower" - да и то в студийном варианте, ибо после прослушивания концертных записей я окончательно убедился в том, что люди на его, Хендрикса, счёт сильно заблуждаются. Я не слышу руки гения - я слышу какую-то психоделическую кашу, какой-то дикий и в то же время раздражающий фон, как будто бы кто-то балуется с гитарой, а не играет на ней музыку. И как бы ни была хороша "All Along The Watchtower" - а соляки из таких песен как "Highway Star", "The Rover", "Black Dog" и "Bohemian Rhapsody" легко дадут ей фору. Даже несмотря на искру вдохновения, из которой потом родилось пламя этих соляков.

Мораль?

Не поклонник Хендрикса, но из той же породы гитаристов - только если Хендрикс шоумен, то Ингви спортсмен.
Не поклонник Хендрикса, но из той же породы гитаристов - только если Хендрикс шоумен, то Ингви спортсмен.

Давай, наконец, признаемся сами себе, что Хендрикс - ни разу не лучший гитарист всех времён, а талантливый шоумен, который знал как развлечь публику. Это, на мой взгляд, несколько роднит его с Ингви Мальмстином, которого хоть и нельзя назвать шоуменом с гитарой в руках, однако же легко можно причислить к числу спортсменов от музыки, которым главное сыграть побольше нот в секунду.
-
О, смотрите! Я зубами на гитаре могу! - говорит Джими.
-
А я могу тысячу нот в минуту! - утверждает Ингви.
-
А я поджечь гитару могу! - парирует Джими.
-
А я самый быстрый гитарист на планете! - хвастает Ингви.
-
А я за спиной могу на гитаре играть! - продолжает Хендрикс.
-
А я "Trilogy" в сто раз быстрее могу сыграть, чем кто бы то ни было - в том числе быстрее самого себя! - не теряется Мальмстин, который честно признался в том, что никогда особо не любил музыку Джими (и который, кстати, ответственен за появление таких откровенно глупых персонажей, как небезызвестный Фред-гитарист).
Ну а мы-то чём хуже Мальмстина? К чему это слепое следование догмам и застарелым убеждениям? Почему бы не признать, что тот же Блэкмор гораздо более страстен и пылок в своих соло? Почему бы не признать, что риффы Пейджа в разы интереснее наркоманских опытов Хендрикса? Почему бы не задуматься о том, что Дэвид Гилмор создавал по-настоящему необычные гитарные ландшафты? Почему бы не оценить наконец Питера Грина, в чьих руках электрическая леди по-настоящему плакала и стонала? Хоть Брайану Мэю повезло - и на том спасибо!
И вообще, первым может быть кто угодно, а вот лучшим - далеко не каждый.
Так что хватит считать
Хендрикса лучшим гитаристом всех времён. С конца шестидесятых появилась целая плеяда выдающихся музыкантов, которые уже давным-давно перегнали и обогнали его по всем параметрам.

#джими хендрикс #ричи блэкмор #хард-рок #психоделия #музыка #рок #хендрикс #гитара #гитаристы #гитарист