Найти тему
Mizhgunit

Почему профессиональные видеокарты такие дорогие?

Оглавление

Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! Сегодня поговорим о том, почему профессиональные видеокарты стоят так дорого. Многим пользователям нравится слово "профессиональная", когда они собирают себе компьютер. И если раньше проф. карты стоили на порядок дороже игровых аналогов, то теперь, с нынешними ценами, разрыв в стоимости не такой большой.

Сегодня ответим на два вопроса:

  1. В чем отличие от игровых (на конкретном примере Quadro RTX A5000);
  2. Почему они такие дорогие?

Погнали!

Почему профессиональные видеокарты такие дорогие?

Quadro RTX A5000
Quadro RTX A5000

За примером далеко ходить не надо - можно объяснить на примере Quadro RTX A5000, которая построена на ГП от RTX 3080. Посмотрите на характеристики:

  • частота памяти: 1170 МГц
  • объем видеопамяти: 24576 МБ GDDR6
  • техпроцесс: 8 нм
  • разъемы: DVI-D, Display Portx4, HDMI
  • интерфейс подключения: PCI-E 16x
  • TDP: 230 Вт
  • поддержка NVLink: есть
  • поддержка API: DirectX 12, OpenGL 4.6, Vulkan
  • максимальное разрешение: 7680x4320

Теперь на цену:

И теперь на цену RTX 3080:

-2

Разрыв не кажется таким большим, однако если для Quadro эта цена - рекомендованная (то есть она в принципе и должна стоить около 250 тысяч рублей. Сейчас - 280), то вот RTX 3080, по идее, должна стоить около 60 тысяч рублей.

Но чем эта Quadro RTX A5000 принципиально отличается от той же 3080?

Для начала - задачами, под которое проектируется устройство. Если для RTX 3080 важно выводить относительно несложное изображение на экран много раз в секунду, то у Quadro RTX A5000 задача совсем другая.

Ей необходимо просчитать цену в CAD-программе с повышенной точностью, где основа всего - не полигоны, а математические формулы. И если в расчетах возникнет какая-то ошибка - то есть ненулевая вероятность, что устройство, которое в данный момент проектируется, будет работать неправильно.

Например, видеокарта не совсем точно рассчитает размер и угол лопастей крыльчатки реактивного двигателя. И что тогда? И ладно крыльчатки - так ведь и камеру сгорания также считает видеокарта
Например, видеокарта не совсем точно рассчитает размер и угол лопастей крыльчатки реактивного двигателя. И что тогда? И ладно крыльчатки - так ведь и камеру сгорания также считает видеокарта

Произойти это может из-за того, что компьютер не считает числа так же, как мы, а сам метод просчета числа с плавающей запятой порождает кучу неточностей (как это работает - расскажу как-нибудь в другой раз).

Поэтому для профессиональной видеокарты принципиальна не производительность блоков текстурирования, например, или максимальная производительность чипа в графической среде. Для профессиональной видеокарты важна скорость вычислений с двойной точностью FP64 (то есть 64 знака после запятой. Одинарная точность - это 32 знака или FP32).

Также обратите внимание на объем памяти у Quadro RTX A5000 и сравните его с RTX 3080. У Quadro мало того, что в 2.4 раза больше памяти, так и сама память с ECC. То есть если в памяти, из-за принципа ее работы, один бит возьмет и поменяет свое значение, такая память сможет просто исправить его значение на правильное.

ECC Reg память
ECC Reg память

Как это работает - опять же, расскажу как-нибудь потом. А пока продолжим смотреть на видеокарту и искать отличия. Вернее, последние два важных отличия - унификация и сниженная частота работы.

Про частоту - и так понятно, она служит для снижения потребления энергии графическим процессором, так как позволяет снизить напряжение работы графического чипа. И RTX 3080 и Quadro RTX A5000 построены на базе GA102, однако у RTX 3080 TDP - 320 ватт, а у Quadro - 230 ватт.

Также все проф. видеокарты производятся одним вендором - PNY (они же делают FE-версии игровых видеокарт). Делается это для того, чтобы была полная унификация, что значительно упрощает обслуживание и техническую поддержку.

Но почему они столько стоят, если отличий от игровых аналогов не так много?

Причин две. Первая - бизнес: корпоративные сегмент гораздо выгоднее, чем настольный, поскольку какое-нибудь крупное конструкторское предприятие не будет смотреть на стоимость таких видеокарт (для них это копейки - это раз, и два - отобьют их стоимость они буквально за месяц).

-5

Вторая - это плата за всевозможные патенты, биннинг, унификацию и вот это все. Даже если убрать наценку корпоративного сегмента, все равно проф. карты будут стоить дороже (так как для них отбираются лучшие кристаллы - как раз "биннинг").

Ну и плюсом к тому - плата за всевозможную сертификацию продукции, которая нужна для того, чтобы эти видеокарты можно было использовать в каких-нибудь учреждениях, где нужна эта сертификация.

Так и выходит, что профессиональные видеокарты, по итогу, стоят раза в два дороже еще на этапе производства. Дальше - наценка для корпоративного рынка, и получаем, что для потребителя такая видеокарта уже в 4 раза дороже, чем для обычного пользователя.

Кстати, я уже начал делать большой эксперимент по заработку в интернете. Его ход, а также разное другое и прикольное - в моей инсте.

Если интересны обзоры на интересную технику - подпишись на "Покупай с умом", где каждый день выходит что-нибудь интересное. До скорого!

Не забудь подписаться на канал, а также на соцсети - ютуб, группу ВК и телегу, которую я хочу возродить (скоро).