Найти тему
Простые сложности

Неуязвимые самолеты или почему им все равно на молнии

Молния попала в самолет. На первый взгляд, все звучит довольно страшно. Самолет же металлический, а мы знаем, что металл очень хорошо проводит ток. Так что же получается? Если такое произойдет, ждать беды? Давайте разбираться.

Для начала будет полезно знать насколько страшны удары молнии. Стоит отметить, что попадание молнии в самолет не такое уж и редкое явление.

Хотя бы раз в 2 года многие авиалайнеры сталкиваются с этим. Однако, как правило, к серьёзным последствиям это не приводит. Согласно некоторым данным, всего лишь 0,3% всех авиационных происшествий происходит из-за удара молнии.

Современные самолёты спроектированы так, что должны выдерживать подобные случаи и безопасно продолжать полет. Для этого предусмотрено несколько степеней защиты:

Во-первых, сама обшивка самолёта изготовлена из алюминиевого сплава, который отлично проводит ток, поэтому молния идет именно по обшивке, не попадая в салон.

Ток течёт по пути наименьшего сопротивления и ему просто энергетически не выгодно заходить внутрь.

Максимум могут оплавиться точка входа и выхода молнии, ведь сила тока может достигать 200 тысяч вольт, но после этого самолёт всё-равно может лететь дальше.

Сейчас всё больше самолетов производится с использованием композитных материалов, которые не проводят ток, но и там это учитывается. Поверх наносится специальный токопроводящий слой, так что и в этом случае молния не проблема.

Во-вторых, корпус самолёта работает как клетка Фарадея: внутрь не может попасть не только электрический ток, но электрическое поле.

Это очень важно, ведь настолько большой ток молнии создает вокруг себя, хоть и кратковременное, но довольно-таки сильное электромагнитное поле, которое может вывести из строя оборудование на самолете.

Особо чувствительную аппаратуру и проводку ещё и дополнительно оборачивают в металлическую сетку, фольгу, проводящие корпуса.

И работает эта клетка просто: внешнее электрическое поле так перераспределяет заряд в клетке Фарадея, что они создают еще одно поле, причём полностью противоположное первоначальному, так что они компенсируют друг друга и внутри поля.

-2

Как видите довольно простая, но эффективная электростатическая защита.

В-третьих, из-за трения о воздух на корпусе накапливается большой электростатический заряд. Потенциал может достигать нескольких сотен тысяч вольт, и молнии как раз таки часто бьют в такие заряженные тела.

Чтобы этого избежать на законцовках крыла устанавливают специальные электростатические разрядники. Это, можно сказать, маленькие громоотводы. В полёте с них стекает лишний заряд, что уменьшает вероятность попадания молнии.

-3

В-четвёртых, даже если молния пройдёт по топливным бакам, то пожара не будет. Дело в том, что само по себе топливо не огнеопасно, горят именно его пары.

К слову, именно по этой причине полностью наполнено канистра менее опасна, чем полупустая.

В самолёте, по мере выработки топлива, бак заполняется нейтральным газом – азотом или углекислотой. Так что поджечь современный авиалайнер молния не может.

И в-пятых, в каждом самолёте установлен погодный радар. Он сканирует пространство и строит полную метеорологическую картину перед самолетом. Так что пилоты точно знают где сейчас грозовые тучи и с какой стороны их лучше обойти.

Кстати, гроза больше опасна не ударом молнии, а сильными восходящими и нисходящими потоками воздуха, которые могут даже разрушить самолет.
Об этом я рассказывал в прошлой статье.

Но в любом случае обходя непогоду стороной, пилоты хоть и не исключают, но сильно уменьшают риск попадания молнии.

Как видите, продумано многое, и аварии из-за грозы – это исключительный случай.

История авиации – это череда проб и ошибок, и мы обладаем настолько богатым опытом, что знаем практически всё, что нужно сделать, чтобы катастрофы не произошло. Поэтому каждый подобный случай, когда это всё-таки случается, так шокирует нас.