Эксайтирование используется, когда нужно добавить новые гармоники в высокой области, а не усилить существующие методом эквализации. В последнем случае можно и грязь поднять при неосторожном обращении. Но также эксайтирование усиливает существующие гармоники по-своему, и делает вокал более читаемым в миксе. С этим методом нужно обращаться аккуратно, использовать по необходимости. Особенно хорошо он работает, когда звук очень мутный,гнусавый, с обилием средних частот
Эксайтеры не все хороши. Иногда под этим названием выпускается просто эквалайзер высоких частот. Проверить это можно так: (ВНИМАНИЕ- ЛАЙФХАК!) берется любой синтезатор с нулевым пресетом, без настроек, но волну выбираем синусоидную. Вешаем графический эквалайзер с частотным анализатором, и запоминаем, как этот звук выглядит в графике. Затем вешаем эксайтер, также с нулевыми настройками, и медленно подкручиваем колесико mix, которая добавляет гармоники. Если эксайтер настоящий, то на графике частотного анализатора появятся дополнительные гармоники сверху - в виде небольших пиков. По мере накручивания колесика эксайтера их становится все больше.
Есть еще один аккуратный, но действенный способ эксайтирования вокала. Дорожка вокала дублируется, и на ее копии делается эксайтинг, даже и не аккуратный, а в крайних значениях. Затем полученный результат в нужной пропорции просто подмешивается к оригиналу.
А как же быть, если вокал попался со свистящими шипящими, но при этом ему не помешало бы прибавить верхушек? Тогда нужно сначала использовать эквалайзер, а потом уже дээссер - "прибор-антипод" эксайтера. По сути, это полосовой компрессор - работающий только в области верхних частот. Собственно, он только приглушает транзиенты шипящих - то есть самые начальные моменты их атаки, и, как результат, шипящие теряют свою агрессивность, но при этом остаются четкими. Если на вокальной дорожке не планируется использовать реверберацию или задержку, то дээссер целесообразно делать замыкающим в цепочке обработки основного вокала.